От кого “зачищают” Азербайджан?

От кого “зачищают” Азербайджан?

Вряд ли бы кто за пределами Азербайджана узнал о наличии в республике поселка под названием Нардаран, если бы несколько дней назад здесь не были убиты четверо членов “экстремистской группировки” и не погибли двое представителей правоохранительных органов. Были в Нардаране  и раненые.

Причиной для кровавой бойни, как утверждают МВД и Генпрокуратура Азербайджана, стала угроза изменения конституционного строя со стороны движения “Единство мусульман”. По информации вышеуказанных структур, это движение ставило целью “захват власти и создание религиозного государства, управляемого на основе законов шариата”.

Сообщается также, что инициаторы создания “Единства мусульман” “собирали сторонников в Баку и регионах Азербайджана и организовали преступную группировку, вооруженную различными видами огнестрельного оружия и взрывными устройствами”. Нардаран же стал местом проведения лидерами группировки “незаконных собраний”, на которых звучали идеи об организации восстания против властей.

Участникам группировки, отмечается в сообщении, поручалась организация террористических актов “против чиновников”. Среди населения распространялись листовки соответствующего содержания. В итоге с целью пресечения незаконной деятельности и задержания членов группировки в Нардаране была проведена спецоперация. По полицейским был открыт огонь и брошена граната. Ответным огнем “убиты четверо и ранены несколько экстремистов”. Погибли также двое сотрудников правоохранительных органов.

Поначалу были задержаны 14 человек, включая лидера группировки Тале Багирзаде, сегодня глава МВД Рамиль Усубов сообщил, выступая на телеканале AzTV уже о 32 арестованных. “В результате проведенных операций было обнаружено шесть автоматов, множество пистолетов и взрывных устройств. В настоящее время операции продолжаются”, — сказал Усубов, добавив, что между населением и полицией уже 23 раза происходили столкновения.

Сейчас в Баку членов группировки называют не иначе как “исламскими экстремистами” и говорят, что они к тому же нападали на журналистов. Но аксакалы, то есть старейшины Нардарана утверждают, что жители поселка никогда не пойдут против азербайджанского государства, и их сейчас таким образом “пытаются подтолкнуть к провокациям”. По информации Haqqin.az, один из аксакалов Гаджиага Нуриев заявил, что между нардаранцами и властями проблемы нет. “В этом вопросе есть много нюансов, которые должны быть расследованы. Сейчас мы как аксакалы поселка проводим переговоры с властями, чтобы напряженность спала”, — сказал он.

О “нюансах” — несколько позже, а пока отметим, что за день до трагических событий в Нардаране Генпрокуратура Азербайджана сообщила об аресте 19 высокопоставленных сотрудников Министерства национальной безопасности страны – им инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями, в частности, незаконное вмешательство в деятельность бизнеса “путем тайного прослушивания телефонных разговоров, тайного хищения чужого имущества с использованием электронных носителей информации, информационных технологий, выслеживания бизнесменов в городе Баку”.

Трудно сказать, имеет ли “зачистка” в спецслужбах какую-нибудь связь с событиями в Нардаране, — возможно, это выяснится позже. Но то, что факт “зачисток” в республике имеет место, неоспорим. Напомним, что немногим более месяца назад, в самый канун парламентских выборов в Азербайджане, президент Ильхам Алиев распорядился освободить от занимаемой должности министра национальной безопасности Эльдара Махмудова. Параллельно были задержаны несколько генералов МНБ. Отметим, что главу МНБ “ушли” сразу после задержания этим ведомством шести азербайджанцев, подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии и Ирака, в том числе ИГ.

Тогда в высших эшелонах азербайджанской власти и экспертном сообществе говорили, что МНБ прослушивало телефоны высокопоставленных чиновников без согласия на то Алиева, и за всем этим стоит подготовка почвы для свержения первого лица республики по “заказу” Запада, в частности, США.

Азербайджанские СМИ сообщали, что МНБ рэкетировало бизнес и проводило незаконные аресты предпринимателей, вымогало у них крупные суммы. Но вместе с тем в Баку писали и говорили о том, что МНБ полностью провалило агентурную работу, парализовало разведывательную деятельность, и вообще поставило под угрозу финансовую безопасность Азербайджана, что сродни угрозе национальной безопасности.

“Вся информация, касающаяся МНБ, естественно, засекречена. Но у меня есть несколько версий, которые могли стать причиной отставки министра: во-первых, Махмудов мог располагать  важной информацией в связи с угрозой государственной безопасности Азербайджана и преднамеренно бездействовать, а также  скрывать эту информацию от руководства страны”, — сказал тогда депутат парламента республики Фазаил Агамалы.

Во-вторых, отметил он, “бывший глава МНБ мог специально поддерживать антиазербайджанские проекты, спонсированные некоторыми зарубежными странами”.

Имеет ли история с Махмудовым и генералами МНБ отношение к Нардарану, пока тоже не вполне понятно. Но Управление мусульман Кавказа (УМК) утверждает, что, по крайней мере, произошедшее в Нардаране не имеет никакого отношения к религии. В соответствии с заявлением, распространенным УМК, нардаранские события расцениваются им как “попытка посеять раскол в обществе, насильственного захвата власти, организованной внешними и внутренними силами с определенными политическими целями”.

Отметим также, что в инциденте в Нардаране многие азербайджанские политики и эксперты видят “иранский след”, хотя Тегеран полностью открестился от своей причастности к трагическим событиям.

Кстати, Iran.ru обнародовал отличную от азербайджанской версию нардаранских событиий. По данным этого издания, произошло столкновение местных шиитов с азербайджанской полицией. Со ссылкой на информацию одного из участников столкновения сообщается, что “азербайджанские полицейские ворвались в шиитскую мечеть района и стали проявлять агрессию, избивать молящихся дубинками, и открыли огонь прямо во время намаза. Имам мечети Талех Багиров, читавший в этот момент, вел пятничную молитву, также был силой арестован”. А после инцидента в мечети “силовики ворвались в дом еще одного шиитского лидера Зульфагара Микаил Заде (Микаилов) и арестовали несмотря на то, что последний даже не присутствовал во время столкновения”.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и внешней политике Меджлиса (парламента) Ирана Мансур Хакикатпур призвал жителей Нардарана “активизироваться” после вооруженного столкновения с азербайджанской полицией. “Власти Азербайджана должны извлечь урок из судеб диктаторов региона”, — сказал он. По данным издания, политик также сказал, что Азербайджан, с одной стороны, дает свободу гомосексуалистам, а с другой — применяет насилие к шиитам. Подобные действия, полагает он, будут иметь “нехорошие последствия”.

 

Приведенный выше призыв входит в некоторое противоречие с утверждением посла Ирана в Азербайджане Мохсуна Пака Аина, в соответствии с которым Тегеран “никогда никакую организацию, выступающую против Азербайджана, не поддерживал”. Как заявил он Haqqin.az, у Ирана “прекрасные братские отношения” с Азербайджаном. Соответственно, “все измышления насчет того, что мы якобы кого-то поддерживаем, — ложь”. Но многие эксперты в Баку настаивают на том, что события в Нардаране были спровоцированы Тегераном.

Между тем, после нардаранских событий председатель Государственного комитета Азербайджана по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы намекнул на иностранное религиозное влияние в Азербайджане. По его словам, лица, выполняющие в Азербайджане религиозные обряды и церемонии, первичное религиозное образование должны получать в своей стране, а не за рубежом. “Некоторые после того, как несколько лет обучались в других странах, повторно учатся в Азербайджане, говоря, что обучались здесь, не упоминая образование за рубежом. Это нелогично. Необходимо также систематизировать и поездки в другую страну для получения религиозного образования после получения первого образования”, — цитирует Гурбанлы “Тренд”.

Он подчеркнул, что следует создать такую модель отношений государства и религии, чтобы никто не мог политизировать религию и злоупотреблять ею. Для этого, в частности, подчеркнул собеседник азербайджанского агентства, парламент страны должен внести дополнения и изменения в закон “О свободе вероисповедания”.

“Нельзя допускать, чтобы кто-то под прикрытием религии действовал против национальных интересов, основ государства и национальной идеологии. Нас объединяет азербайджанство.… недопустимо, чтобы кто-то под прикрытием религии осуществлял грязные замыслы”, — резюмировал Гурбанлы.

А в самом Нардаране пока неспокойно – полиция контролирует здесь все и всех. По официальной информации, у жителей поселка изымается оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства. На этом фоне некоторые СМИ пытаются еще больше накалить обстановку, играя на религиозных чувствах людей. Так, Haqqin.az пишет, что “бунтарский Нардаран” является “убогим логовом проиранского шиитского экстремизма”, и это еще самое “мягкое” определение. Что же касается упомянутых выше “нюансов”, то азербайджанское издание видит, их, в частности, так:

“Власти локализовали ситуацию в Нардаране, но вовсе не разрешили ее. Нет концептуального решения этой главной политической проблемы в стране в свете возрождающегося азербайджанского иттихадизма – политического ислама.… Перед властями стоит главная проблема – восстановление конституционного строя в этом теократическом анклаве”, где не работает ни один из государственных институтов.

И далее: “Нардаран больше напоминает иранскую провинцию, чем апшеронское раздолье. Здесь свои законы, иная структурированность общества, одним словом – самосуд”. Ситуацию с Нардараном  издание объясняет, в частности, тем, что “Власти перед страхом… религиозного сепаратизма и эстремизма,… проявили двойные стандарты, фактически отступая перед агрессивной толпой.… Власти в некоторой степени недооценили потенциальную опасность нардаранской пороховой бочки”. Возникают вопросы: “что делать?”, чтобы “остановить напасть политического ислама”, и “кто виноват?”.

Один из ответов на первый вопрос звучит так: “Надо развернуть целый идеологический аппарат, который начал бы проводить превентивную и альтернативную тегеранской агитацию оболванивания населения”. А также: “Низвергать мулл и поднимать авторитет светских педагогов!” В общем, все сводится к жестким мерам борьбы с “политическим исламом”. Или, может, с религией?

Отметим, что любая жесткость в контексте религиозных чувств и предпочтений – это палка о двух концах, если речь, конечно, не идет о терроризме под прикрытием религии. Но действительно ли так страшна ситуация в Азербайджане? И действительно ли к ней имеет отношение Иран, с которым у Азербайджана, судя по всему, стали налаживаться отношения, и у сторон появилось больше взаимопонимания? Может, обстановка в Нардаране “взорвалась” именно сейчас (Сирия) и именно потому (сближение), чтобы еще больше обострить религиозные вопросы и сорвать ирано-азербайджанское потепление, грозящее трансформацией в ось Баку-Москва-Тегеран?

Но вышеуказанное издание, выступающее против “расширения шиитского ареала” и “мощного пропагандистского влияния” Ирана, приводит вполне понятные причины того, почему азербайджанцы потянулись к своему соседу. Во-первых, медицинская помощь: в Иране “бедные слои населения… привлекает не только более высокая квалификация оказываемых услуг, но и их невысокая цена, не говоря уж о том, что стоимость лекарств в Иране несравнима с азербайджанской”.

То есть, “… две основные причины исламского вызова тесно взаимосвязаны друг с другом – непреодолимый социальный кризис… и отсутствие привлекательной общенациональной идеологии”. В качестве третьей причины называется “инертность государства, фактически отдавшего работу с широкими слоями населения на откуп самозванным муллам или проповедникам, получившим хорошее религиозное образование в мировых исламских центрах”.

В общем, определенные круги в Азербайджане не сомневаются, что “группы ваххабитов и шиитских центров… ждут своего Хомейни”. А результатом всего этого может стать “Исламская Республика Азербайджан”.

Но, заметим, такая постановка вопроса априори дискредитирует любую исламскую республику, что оскорбляет чувства верующих вне зависимости от того, сунниты они или шииты. А заодно ставит под удар государство, поскольку если в стране появляются противоречия на крайне чувствительной религиозной почве, то разбираться в этом приходится самому государству. Но, как показывает история, распутать религиозный клубок без эксцессов и даже войн редко кому удается. Так стоит ли доводить до этого дело, игнорируя постулат мусульманского братства в его широком понимании?

Андрей Николаев

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий