НКО Кубани: рекомендации и реорганизация

НКО Кубани: рекомендации и реорганизация

Общественники оценили, как краевая власть исполнила рекомендации СПЧ.

Около года назад Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека провел трехдневное выездное заседание в Краснодарском крае – впервые московские правозащитники столь массово посетили регион. На личный прием к членам совета записались сотни рядовых граждан, а гражданские активисты наперебой рассказывали о нарушении своих прав. По итогам выездного заседания СПЧ составило целый список из десятков рекомендаций администрации Краснодарского края, прокуратуре и другим надзорным органам. КАВПОЛИТ узнал у кубанских общественников, как изменилось их жизнь за этот год.

«Неудобных» не приняли, забор не нашли

Говоря о развитии социально ориентированных кубанских НКО, президентский совет отметил: «Основной проблемой Краснодарского края в области развития некоммерческого сектора и его взаимодействия с органами власти является серьезный недостаток диалога как между самими НКО, так и между ними и властью, включая правоохранительные органы».

Губернатору и администрации региона предлагалось организовать постоянный конструктивный диалог между органами власти и гражданскими активистами, активизировать работу совета при губернаторе по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сделав его встречи с главой региона регулярными, а также включить в состав совета активистов из реально работающих правозащитных и экологических организаций, в том числе «неудобных» для власти.

Напомним, что возглавлявший регион почти 15 лет губернатор Александр Ткачев только однажды, в феврале 2007 года, нашел время для встречи с членами созданного при себе же правозащитного совета.

Отчитываясь о выполнении поручений СПЧ, первый заместитель директора департамента внутренней политики краевой администрации Алексей Черненко лишь заново повторил отчет о зарегистрированных в регионе семи тысячах НКО и созданной спустя пять лет после подписания соответствующего закона кубанской Общественной палате.

Несмотря на рекомендацию, встречи с первым лицом региона не проводятся. Если после приезда московских правозащитников Ткачев и новый губернатор Кондратьев направляли на них своих заместителей, последние заседания прошли вообще без участия представителей краевой власти.

Также, несмотря на заявленную ежегодную ротацию, в губернаторский совет по правам человека не вошли представители «неудобных» правозащитных и экологических организаций, например, «Экологической вахты по Северному Кавказу», хотя их включили в совет при главе соседней Адыгеи. 

Первым пунктом нарушений экологических прав в Краснодарском крае в итоговых рекомендациях СПЧ стал незаконный захват лесных и прибрежных территорий. Прежде всего речь шла о так называемой «даче Ткачева» в Туапсинском районе, за нанесение надписей и поломанную секцию забора которой осуждены экологи Сурен Газарян и Евгений Витишко.

Администрация Краснодарского края формально отчиталась: «Арендованный лесной участок осваивается в соответствии с проектом освоения лесов, по границам установлены лесохозяйственные знаки. Ограждения на участке расположены в соответствии с проектом освоения лесов, препятствий для свободного доступа граждан нет». Как же это нет, если существует конкретный забор, за порчу которого активисты получили по три года? 

Такие же бюрократические отписки составлены и по переданному Московской патриархии лесному участку под Геленджиком, землям ЗАО «Абрау-Дюрсо», специально переведенным из лесного фонда в муниципальный.

Стали чаще встречаться

– На самом деле после приезда СПЧ почти ничего не поменялось, произошли разве что незначительные косметические перемены, да в некоторых муниципалитетах Краснодарского края начали активнее работать с общественностью, встречаться с активистами, – рассказал КАВПОЛИТу заместитель координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко. – И то, это стремление продержалось около полугода, примерно с лета оно пошло на убыль. 

Эколог напомнил, что выездное заседание московских правозащитников в Краснодарском крае проходило на фоне предстоящей смены губернатора Александра Ткачева, в апреле ставшего федеральным министром сельского хозяйства.

– Местная элита находилась в неопределенном и подвешенном состоянии, перед некоторыми чиновниками была реальная угроза не только потерять свое место, но и стать фигурантом уголовных дел. Сейчас ситуация стабилизировалась, пришедшие к власти люди рассчитывают просидеть в своих креслах 10-15 лет, поэтому мнение гражданского общества их перестало интересовать, – полагает Дмитрий Шевченко. – Исключением я бы назвал мэра Краснодара Владимира Евланова, да и то только потому, что он сейчас находится под ударом и стремится заручиться общественной поддержкой.

Собеседник уточнил, что все поднятые на выездном заседании СПЧ экологические проблемы остаются актуальными и год спустя.

– После выездного заседания СПЧ обновился состав совета при губернаторе и ряде ведомств. Например, заметно изменился экологический совет, туда вошли представители бизнеса. Хотя, насколько я знаю, до сих пор не все общественные советы провели даже первое заседание, потому что они находятся в стадии утверждения, как говорится, списки «лежат на столе» у губернатора, – рассказал КАВПОЛИТу президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. – В целом же изменилась атмосфера встреч властей с общественностью, стало больше гласности.

Если раньше каждый совет действовал сам по себе, решая свои задачи, сейчас наметился тренд на координацию их деятельности. Проводятся совместные заседания краевых Общественной палаты и Совета при губернаторе по правам человека. Других заметных подвижек за этот год не просматривается. 

Вопросы решаются, но неспешно

Результат после приезда СПЧ очевиден – власть стала больше взаимодействовать с гражданским обществом. Сейчас идет внутренняя реорганизация краевой администрации, такие встречи сбавили интенсивность, но уверен, они возобновятся и будут регулярными, – пояснил КАВПОЛИТу уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак. – Недавно я встречался с новым вице-губернатором, курирующим вопросы внутренней политики и увидел его заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с гражданским обществом. 

Кубанский омбудсмен отметил, что в рекомендации СПЧ вошли десятки пунктов от выстраивания взаимоотношений с НКО и урегулирования грантовой системы до вопросов ЖКХ и колхозных паев.

– Часть вопросов находится в работе, это естественно, потому что проблемы складывались годами и быстро их не решить. Например, одним из вопросов стало геленджикское общежитие, прокуратура обратилось по нему с иском в арбитражный суд, дело рассматривается, – уточнил Сергей Валентинович.

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края Эдуард Идрисов в комментарии КАВПОЛИТу отметил, что позитивные изменения поле приезда московских правозащитников происходят, но они крайне вялотекущие.

– Одна из рекомендаций СПЧ – помочь нам с предоставлением офиса. Вроде бы администрация региона отнеслась благосклонно, вице-губернатор взял вопрос на контроль, уполномоченный по правам человека даже согласился предоставить нам освободившиеся кабинеты, но воз не сдвинулся с мертвой точки. Обещавший проконтролировать это вице-губернатор ушел в отставку, пока приходят ответы – «вопрос рассматривается», «мы помним о проблеме», а реальных действий нет, – привел конкретный пример Идрисов. 

Собеседник уточнил, что в первые месяцы после рекомендаций СПЧ заместители губернатора регулярно встречались с общественниками, многие вопросы оперативно решались в ручном режиме.

– Практически на каждом заседании чиновники давали нам свои мобильные телефоны, мы могли напрямую к ним обратиться, режим ручного управления срабатывал. Но один из участвовавших в заседаниях вице-губернатор оказался под арестом, другой уволен, а новые руководители своих телефонов пока не давали, – председатель ОНК рассказывает о взаимодействии с краевой администрацией. 

Эдуард Идрисов признается, что после громкого судебного процесса над руководителем грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, профессором Михаилом Саввой, осужденным за мошенничество при реализации грантового проекта, лично он не участвует в конкурсах на получение бюджетных денег.

– Система грантов сегодня крайне несовершенна и неэффективна, на муниципальном и краевом уровне суммы выделяются крохотные, больше волокиты с отчетами. К тому же некоторые чиновники смотрят на получивших грант как на холопов, мол, вы нам всем обязаны, как будто они свои личные деньги дали, – объясняет правозащитник. – Но читая списки тех, кому достались гранты администрации Краснодарского края, я не вижу среди крупных получателей новых имен, львиная доля из года в год уходит одним и тем же.

Андрей Кошик

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий