В уральских контрактах экс-министра обороны Сердюкова сейчас разбираются следователи СКР и оперативники ФСБ. Цель — узнать, куда с екатеринбургского оборонного завода делись 1,15 млрд рублей. Возбуждены два уголовных дела. Доказать факт преступления будет непросто, хотя схема воровства уже понятна: похожая махинация уже рассматривается в Чкаловском суде Екатеринбурга. Подробности — в материале агентства.
В Екатеринбурге расследуется два уголовных дела, связанных с выполнением государственного оборонного заказа. Расследованием занимается СКР при оперативной поддержке ФСБ. Более того, одно из преступлений ярко иллюстрирует, насколько цинично воровали деньги, выделенные на оборонку.
Предпосылки для возникновения обеих криминальных историй начались еще в 2012 году при экс-министре Анатолии Сердюкове. Незадолго до его отставки в Екатеринбург на 144-й бронетанковый ремонтный завод пришли федеральные деньги.
Госконтракт на сумму 1,2 млрд рублей был заключен между уральским предприятием и «дочкой» сердюковского «Оборонсервиса» — «Спецремонтом».
Параметры госконтракта с 144-м БТРЗ в общих чертах сводились к восстановлению и сервисному обслуживанию техники как в цехах, так и с выездом бригад в войсковые части по всему Центральному военному округу.
Часть бронетехники — БМП, БТР и другие бронемашины — ремонтировались в цехах завода. Там, например, производилось восстановление пневморессор БМД — боевых машин десанта. «Это специальные узлы подвески, которые позволяют бронемашине изменять клиренс. Если говорить в общем, то особенность этой детали заключается в том, что она нередко подлежит восстановлению. Тем более что предприятие имеет как лицензию на этот вид услуг, так и специалиста, который может взяться за ремонт. Поэтому часть пневморессор, снятых с пришедшей техники или закупленных со стороны, ремонтировалась, после чего им присваивалась вторая категория. Что характерно, сами детали определенным образом красились слесарем», — рассказывает источник «URA.Ru», близкий к руководству завода.
Средняя стоимость пригодной к эксплуатации детали колебалась в пределах 45 тысяч рублей, а их учет… фактически не велся. «Только в одном цехе можно было спрятать БМП — не найти, а тут какие-то рессоры», — смеется собеседник агентства.
Желающие воспользоваться большим беспорядком и наличием «космических» федеральных денег нашлись быстро. В начале 2013 года после одной из проверок обнаружилось, что завод купил со стороны 57 пневморессор — не новых и, что сразу показалось подозрительным, характерно покрашенных. За всю партию БТРЗ заплатил 2,6 млн рублей предприятию с названием «Уралавтогруз».
Покупку показали заводскому специалисту, который и опознал в них продукт своего труда.
По факту очевидного мошенничества военные следователи при оперативной поддержке ФСБ возбудили уголовное дело по одноименной 159-й статье УК РФ. После довольно вялого расследования в следственном отделе Екатеринбургского гарнизона дело передали на уровень выше и в нем появились первые зацепки. Выяснилось, например, что рессоры (это было заметно из видеозаписи промплощадки) даже не выезжали с территории завода, а нанятая продавцами б/у деталей «Газель» перевезла их со склада в цех приемки. Тот факт, что директором ООО «Уралавтогруз» был бывший сотрудник сервисного отдела БТРЗ Теймур Дадашов, известен был давно. Перед тем, как стать поставщиком военного завода, он проработал под патронатом одного из часто менявшихся тогда руководителей БТРЗ.
В 2014 году дело Дадашова, у которого, к слову, на заводе нашелся сообщник по фамилии Егрищин, ушло в суд. Последний, однако, не стал дожидаться правосудия и скрылся, а судебное следствие по необъяснимым причинам тянется до сих пор. По мнению наблюдателей, есть шанс, что приговор мошенникам, принесшим ущерб в 2,6 млн рублей, будет вынесен в 2016 году.
Как уже говорилось, это не единственное расследование, которым занимаются силовики. Так, в августе 2015 года СКР возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий лицом, исполняющим должность руководителя коммерческого предприятия (статья 201 УК РФ). Подробности пока не разглашаются, но предварительно установлено, что из 1 млрд 200 млн рублей завод смог отчитаться лишь за 50 млн, таким образом, деньги из госбюджета «растворились в воздухе».
Во всяком случае пока никто не может объяснить, каким образом сумма в 1,15 млрд была потрачена или освоена, и отчитаться по этому поводу. Связь между этим большим расследованием и «рессорным делом» очевидна и наглядно показывает, насколько просто можно украсть деньги Гособоронзаказа.
Виктор Дорофеев
Источник: ura.ru