Одно из последствий, которое вызовут санкции в отношении Анкары, – бурный рост цен на отечественные овощи.
О том, что некоторые запреты в отношении соседей по Черноморскому побережью будут введены, свидетельствуют некоторые заявления официальных лиц. Так, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев уже сделал программное заявление об усилении контроля поставок сельхозпродукции и продовольствия из Турции.
«В последнее время к нам поступают обращения потребителей и отраслевых союзов по вопросу безопасности сельхозпродукции и продовольствия, поставляемых в Россию из Турции, – пояснил главный аграрий страны. – Минсельхоз России проанализировал ситуацию, и я проинформировал правительство Российской Федерации о том, что, к сожалению, в среднем 15% турецкой сельхозпродукции не соответствует российским нормам.
Вынужден констатировать, что с начала 2015 года зарегистрировано порядка 40 случаев выявления остатков запрещенных и вредных веществ в турецкой продукции животного происхождения».
Первое направление было выбрано. В одном из сообщений на сайте федерального Минсельхоза уже появились свежие данные о том, что в плодоовощной продукции обнаружено существенное превышение максимально допустимых уровней содержания пестицидов, нитратов и нитритов.
Правительство Российской Федерации поручило Россельхознадзору поставить на усиленный контроль поставки сельхозпродукции и продовольствия из Турции, а также организовать дополнительные проверки на границе и в местах производства непосредственно в Турецкой Республике.
По данным краевого департамента потребительской сферы, за полгода Турция поставила в регион около 90 тысяч тонн цитрусовых, около 150 тысяч тонн томатов, около 30 тысяч тонн лука и чеснока и около 10 тысяч тонн огурцов.
Разница между томатами
Федеральные инициативы, в случае если турецкие огурцы и помидоры запретят продавать в России, могут больно ударить по кошельку отечественного потребителя в самое ближайшее время. Именно страна полумесяца – основной конкурент тепличных овощей (других ведь зимой нет) на кубанском рынке.
«Основной поставщик овощей на российский рынок – Турция, – пояснил КАВПОЛИТу президент краснодарской краевой ассоциации «Теплицы Кубани». – Я считаю, что импорт для нашего сегмента просто необходим. Почему? Давно наблюдаю, как грамотно и своевременно турки поставляют свою продукцию.
Как только цены на российском рынке поднимаются до определенного уровня – например, выше ста рублей для томатов, появляются они, вбрасывая огромными объемами свои помидоры и огурцы. Так турки не давали ценам расти дальше.
Это, на мой взгляд, положительный момент. Если зимой покупали томат на рынке за 100 рублей – он турецкий, если за 180 – наш, отечественный.
Между тем в Краснодарском крае около 200 гектаров теплиц. И, в принципе, регион себя бы полностью удовлетворил, если бы все овощи оставались на Кубани.
Посредники в плюсе
По данным краевой отраслевой ассоциации, 70% тепличных овощей из края экспортируются. Выходит, за пределы края продавать овощи легче? Проблема в том, что в регионе нет логистических центров, которые могли бы произведенную продукцию распределять.
Поэтому несколько крупных тепличных комбинатов края отправляют свою продукцию за пределы края – в те места, где эти мощности имеются. В основном, помидоры и огурцы едут в Москву и Санкт-Петербург.
«В Краснодаре же у нас только один путь к покупателю. К фермеру-владельцу тепличного хозяйства приезжает мелкий предприниматель, который берет партию в полторы-две тонны, – рассуждает о логистике Алексей Коновалов. – Затем реализует овощи на оптовом рынке возле аэропорта. Там покупку делают посредники, объемы продаж которых еще меньше. В общем, цепочка очень большая.
Понятно, что фермеры не могут проконтролировать ценообразование. В сезон у производителя получается, что он зарабатывает меньше, чем торговля».
Арифметика огурца
Российский рынок серьезно отличается от европейских аналогов. Сегодня, по расчетам медиков, россиянин должен потреблять 12 килограммов тепличных овощей в год. Следовательно, в стране должно быть пять-шесть тысяч гектаров теплиц, а сейчас их в два раза меньше.
Дефицит приводит к тому, что еще пару месяцев назад обычный огурец как на рынке, так и в торговых сетях, можно было купить по 35-40 рублей за килограмм. Понятно, что основной фактор, влияющий на повышение цен, – сезонность. Но ведь тепличный формат и существует для того, чтобы свести его на «нет».
«Летом мы продавали овощи по 15 рублей, чтобы в рознице они стоили 30-40 рублей. Наша отпускная цена покрывала лишь себестоимость. Иными словами, выращивать овощи летом для нас смысла нет, – говорит тепличник. – Для сравнения: себестоимость килограмма огурцов в открытом грунте – 5-7 рублей. Мы выживаем только зимой – с октября и до мая. Все остальное время мы продаем продукцию, лишь чтобы платить людям зарплаты. И это нормально».
В той же Европе сезонных колебаний практически нет, утверждает аграрий, цена килограмма огурцов одна – 1,5-2 евро круглый год. Если и есть перепады, то они незначительные – в пределах 20-25%, на отечественном же прилавке цены могут отличаться в разы. Если летом продавали по 10-15 рублей, то сегодня цена составляет 80-100 рублей.
Овощи заменит Иран
Российские тепличники уже давно обеспокоены ситуацией с турецким импортом, который порядком сбивает цены на их продукцию. Еще до конфликта отечественный Союз производителей овощей призвал курирующего сельское хозяйство вице-премьера Аркадия Дворковича усилить контроль над импортными овощами на предмет содержания в них остаточных пестицидов и агрохимикатов.
По мнению овощеводов, иностранные производители сокращают себестоимость продукции за счет использования ядохимикатов.
«Такая проблема есть, – соглашается Алексей Коновалов. – Как привести, допустим, турецкие огурцы к общему знаменателю с российскими, не совсем понятно. За сутки этот продукт теряет 2-5% влаги. Если мы говорим о Турции, то минимальный срок доставки огурца из этой страны до нашего прилавка 5 дней.
Считайте сами, в каком состоянии овощ доберется до магазина. Технология известна – огурец покрывают слоем серы, чтобы он не терял влагу. Как запретишь? Впрочем, положительная сторона в этом демарше есть. Если представители отрасли стали себя проявлять, то, значит, тепличный бизнес в стране растет, становится на ноги».
По мнению эксперта, государство не станет заниматься решением этой проблемы. Потому что в стране дефицит своих овощей. И если мы ограничим поставки из-за рубежа, то цены взлетят до небес. Поэтому государству из двух зол нужно выбирать меньшее.
Овощные потери, например, Краснодарскому краю могут восполнить Иран, Азербайджан, Узбекистан, Марокко, Израиль, ЮАР, Аргентина, Абхазия, Египет и Китай, с которыми у региона есть торгово-экономические отношения.
Турецкие потери
Эскалация напряженности во взаимоотношениях не радует и самих турок. В стране понимают: инцидент с Су-24 ставит под угрозу все перспективы двустороннего сотрудничества стран. Одно из главных СМИ страны Hurriyet уже дало мрачный прогноз развитию русско-турецких отношений. И овощи в журналистском материале беспокоят авторов менее всего.
В частности, утверждает газета, турецкие компании могут вообще потерять русский рынок, если турецким предприятиям официально запретят работать в России. Разногласия между Анкарой и Москвой разрушат все существующие планы энергетических проектов между странами.
Уже сейчас под большим вопросом продолжение строительства атомной электростанции в Турции, ведь строит ее российская компания «Росатом». Стоит ли говорить о том, что в таких обстоятельствах «Турецкий поток» так и не будет осуществлен?
Наиболее пострадает, конечно же, строительный сектор, ведь Россия уже долгое время остается для Турции крупнейшим рынком в этой области. Напомним и о том, что около 4% турецкого экспорта приходится на российский рынок. Россия занимает седьмое место среди стран, в которых Турция реализует свои товары.
Владимир Приходько
Источник: kavpolit.com