Зачем и сколько китайские компании инвестируют в Европу

By admin Dec 3, 2015

В ходе четвертого саммита Central and East Europe + China (CEEC), премьер-министр Китая Ли Кэцян объявил о планах двукратного увеличения инвестиций Китая в 16 европейских стран, а также годового объема торговли государств, который в настоящий момент составляет около 45,5 млрд долларов. Это означает, Восточная Европа по планам Госсовета КНР вначале сравняется, а потом и обгонит товарооборот России и Китая, который в 2014 году составлял около 100 млрд долларов, но из-за кризиса упал до около 70 млрд долларов США.

Названный “инвестиционным преемником Африки”, регион Центральной и Восточной Европы станет одним из важных звеньев по осуществлению “китайской мечты” – создания Экономического пояса Шелкового пути: европейские страны подписали с Китаем десятки инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры стран в сфере транспорта, торговли, возобновляемой энергетики, сельского хозяйства, туризме, науке и технике. Каковы интересы Китая в странах Центральной и Восточной Европы?

Протянуть Шелковый путь до Западной Европы

Тесное сотрудничество с Центральной и Восточной Европой должно распахнуть окно в Западную Европу – к главному партнеру Китая, одного из главных объектов привлечения китайских инвестиций.

Реализуя цель создания “сухопутного и морского экспресса” между Европой и Азией, в настоящее время Китай осуществляет большое количество инфраструктурных проектов по улучшению транспортной системы – железнодорожные магистрали Экономического пояса Шелкового пути соединят северо-западную часть Китая со странами Центральной Азии, Ираном и Турцией, Балканскими странами и странами Восточной Европы, создав крупный торговый путь и большие возможности реализации китайских товаров во всем мире.

Преследуя цель к 2020 году увеличить товарооборот со странами Европейского союза до 1 трлн долл, Китай предложил странам Центральной и Восточной Европы инвестиционные инфраструктурные проекты по созданию сети портов, логистических центров, магистралей и железных дорог.

Так, первым железнодорожным проектом Китая и Восточной Европы стало создание в 2013 году железнодорожного маршрута, соединяющего польский город Лодзь и китайскую провинцию Сычуань, расстояние между которыми планируется сократить до 15 дней. Китай также инвестирует в проект развития скоростной железной дороги Белград-Будапешт-Скопье-Афины и модернизацию крупного незамерзающего морского порта в городе Клайпеда (Литва), на восточном побережье Балтийского моря.

 

Для китайских компаний уже открыты тендеры на инфраструктурные проекты по строительству дорог, мостов, электростанций в Польше, Венгрии, Румынии, Хорватии. Также подписано соглашение о строительстве китайской атомной  компанией двух реакторов для единственной АЭС в Румынии, ведутся переговоры по укрупнению порта в Словении.

Новые рынки для китайских товаров

Балканские страны и страны Восточной Европы являются крупным потенциальным рынком сбыта продукции китайской промышленности.

Китай намеревается открыть заводы по производству оборудования и материалов для осуществления инфраструктурных проектов, а также привлечь китайские компании на территорию стран Центральной и Восточной Европы, через которые пройдут железнодорожные и транспортные магистрали. Таким образом, вместе с китайскими инвестициями, на рынки стран Центральной и Восточной Европы поступят многочисленные китайские товары.

Для Пекина торговые отношения с Юго-Восточной Европой очень выгодны – торговля в новых странах Европейского союза позволит Китаю обойти некоторые антидемпинговые законы ЕС и экспортировать продукцию непосредственно на рынок 500 млн европейского населения.

Переориентация восточноевропейского сельского хозяйства

Инвестиционные вложения Китая также рассчитаны на возможность использования богатой сельскохозяйственной индустрии Балканских стран и стран Восточной Европы для удовлетворения потребностей растущего китайского рынка. Проблема продовольственной безопасности – одна из ключевых в Китае, почвы которого серьезно истощены.

Вынужденные переоринетировать свою продукцию из России и Украины, восточноевропейские и балканские фермеры в прошлом году заключили договоры с Китаем на поставку молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей, – необходимых товаров продовольственного дефицита Китая. Еще в прошлом году около 60 видов молочных продуктов было отправлено из Польши по новому транспортному маршруту в экономическую зону в Шанхае, а в этом году Китай подписал соглашение на импорт мяса – несмотря на то, что он является главным производителем мира, производя около половины мирового объема свинины.

В настоящее время Европа занимает пятое место в импорте сельхозпродукции Китая, но улучшение инфраструктуры региона, а также транспортной системы стимулируют европейских фермеров на торговлю сельхозпродукцией с Китаем.

Китай стал опорой экономики Украины

Изменение политического режима на Украине также не помешало Китаю провести политику инвестирования взамен в обмен на сельхозпродукциюи еще в одной стране Восточной Европы.

По заявлению властей Украины, в марте 2015 года Китай предоставил кредит государству на сумму в 15 млрд долл, а также подписал соглашение о реализации инвестиционного проекта в Украине в 1 млрд долл.

Инвестиционные отношения двух стран начались еще до событий 2014 года. Будучи одним из партнеров Китая по экспорту аграрной продукции, Украина заключила сделку с Китаем по передаче собственных территорий на сельскохозяйственные нужды.

В сентябре 2013 года Украина передала 5% (около 3 млн га) своих территорий в аренду Китаю на срок в 50 лет. Территории к востоку от Днепропетровска были переданы госкомпании Xinjiang Production and Construction Corp за 1,7 млрд долл. Вышеуказанное название – это “экспортный вариант” названия Производственно-строительного корпуса Народно-освободительной армии Китаяв Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

В 2015 году Украина и Китай продолжили расширение торговых связей – по сообщению министра аграрной промышленности и продовольствия Украины, товарооборот стран за 7 месяцев увеличился вдвое, до $889,7 млн, а Украина стала самым крупным экспортером кукурузы в Китай, заняв более 90% китайского рынка. Если верить данной статистике, то Китай стал одной из главных опор украинской экономики после прихода новой власти, заместив утраченный российский рынок.

Китай и Беларусь

Являясь еще одним приоритетным районом Экономического пояса Шелкового пути, Беларусь также привлекла внимание китайских инвесторов – в мае 2015 года было объявлено о предоставлении около 700 млн долл на развитие строительства и модернизацию белорусской инфраструктуры. Кроме того, около 300 млн долл. было предоставлено в кредит Банком развития Китая.

В обмен на инвестиции, Беларусь согласилась поставлять калий, который используется в качестве сельскохозяйственного удобрения, и самым большим потребителем которого в мире является Китай.

Власти Беларуси неоднократно делали громкие заявления о том, что могут стать китайским форпостом в Европе, чему благоприятствует положение страны между ЕС и Россией.

Основным проектом сотрудничества, как предполагается, должен стать технопарк “Большой Камень”. Кроме этого, Беларусь заявила о своей решимости стать центром китайского телевещания на Европу и Россию.

Чехия и Греция

Две эти страны Восточной Европы постепенно становятся основными опорными пунктами в стратегии китайского “Похищения Европы”. Помимо громких заявлений лидеров, а также демонстративных жестов, таких, как посещение президентом Чехии Милошом Земаном военного парада в Пекине 3 сентября, который бойкотировал весь ЕС, между странами расширяется и практическое взаимодействие. 

В сентябре этого года между Прагой, которая считается одним из основных центров европейского и даже мирового китаеведения, и Пекином открылось прямое авиасообщение, а Банк Китая объявил о планах открытия здесь своих отделений.

Флагманом развития чешско-китайского сотрудничества является корпорация CEFC, которая по предположению “Южного Китая”, управляется одним из основных “красных кланов” Южного Китая. Глава корпорации стал советником чешского президента по экономическим вопросам, а в сентябре компания объявила о покупке в центре Праги двух исторических зданий для размещения там своих офисов. Свое влияние в Чехии корпорация подчеркивает такими пиар-ходами, как покупка чешских футбольных команд как Славиа Прага, а также пивной компании Лобковиц (Lobkowitz). Кроме этого корпорацией были приобретены акции в  Travel Service – которая имеет доли в Чешских Авиалиниях, а также доли в компаниях  Empresa Media и Medea Group.

Кроме этого растет и число китайских туристов в Чехию – за последние четыре года это значение утроилось, достигнув 300 000 человек, для сравнения огромную Россию посещает около миллиона китайских туристов.

Если Чехия – это страна, на которую ставят “красные генералы” из команды Си Цзиньпина, то”комсомольцы” с премьером Ли Кэцяном серьезно рассматривают свое влияние в Греции, как альтернативу инициативам первого лица. Самым главным проектом, который пытается пролоббировать команда Ли – это строительство крупного глубоководного порта в Греции. Основной целью “комсомола” является порт Пирей. Комсомольская “мечта” похищения Европы на острове Крит, однако, осталась только в проекте. В очередной раз прокол комсомольцев случился в политической сфере – ультра-левая партия “Сириза” заблокировала решение греческого премьера о сотрудничестве с китайцами. Сегодня единственной альтернативой Пирею остается глубоководный порт в крымской Евпатории – однако для его строительства существует маленькое препятствие – большинство мировых игроков пока не признают новый юридический статус полуострова.

Ли Кэцян не сдается и продолжает искать альтерантивы Пирею. 25 ноября в ходе визита в Китай президента Словении Мирослава Церара было заявлено, что Китай готов начать работы по расширение порта Копер.

Энергетические рынки

За счет инвестирования в страны, богатые природными ресурсами, Китай также планирует расширить свою энергетическую безопасность и обеспечить настоящий и будущий спрос на сырьевые товары.

Китай инвестирует в гидроэнергетический сектор Албании, Черногории и Боснии и Герцеговины, сектор ветроэнергетики Македонии, Сербии и Хорватии. В 2014 году Китай подписал соглашение о строительстве крупной угольной электростанции в Румынии с объёмом инвестиций около 1 млрд долл, а также создании 3 и 4 объектов румынской атомной электростанции.

Погоня за европейскими инновациями

Одной из стратегических целей китайских инвестиций является более тесное взаимодействие с исследовательскими группами европейских стран. В какой-то степени, Китай по-прежнему зависит от технологий Европы и США, оставаясь крупным импортером инноваций – около 90% китайского экспорта высокотехнологичной продукции в своей основе имеют иностранные разработки.

Сотрудничество или зависимость?

С точки зрения стран Центральной и Восточной Европы, которые в настоящий момент переживают период кризиса, китайские инвестиции являются светом в конце тоннеля – инвестиции в инфраструктурные и энергетические проекты как никогда нужны менее развитым странам Европы.

Но несмотря на заявления Ли Кэцяна о том, что сотрудничество будет осуществляться по европейским стандартам и носить значение европейской интеграции, крупные потоки инвестиций могут оказать слишком сильное давление Китая на страны и повредить собственному рынку.

“Европа не слишком рада большому количеству китайских товаров, поступающих на европейский рынок в крупных объемах, особенно в Юго-Восточной Европе”, – заявляет сербский аналитик Предраг Симич.

Также согласно мнению балканских аналитиков, Китай лишь заинтересован в сравнительно дешевой рабочей силе Юго-Восточной Европы и более свободном регулировании предпринимательской деятельности, на фоне роста зарплат и укреплении национальной валюты., которая на днях была включена в состав корзины резервных валют МВФ.

Усиление Китая в Юго-Восточной Европе и в Европе в целом может также рассматриваться как инструмент давления на США – Китай инвестирует в крупные проекты отраслей европейской стратегической промышленности, а также в рынок недвижимости, постепенно увеличивая присутствие на территории новоиспеченных союзников США по НАТО.

Для Европы, Китай представляет огромные экономические возможности. Китайский капитал и товар, вместе с европейскими территориями и технологиями — могут создать значительные возможности развития для обеих стран.

Татьяна Трухина

Источник: warandpeace.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply