Россияне готовы умереть за свою страну. Но не могут защитить самих себя. Об этом противоречии чуть подробнее.
Начнём с вещей малозначимых, почти незаметных на фоне глобальных перемен и свершений.
Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает установить сбор на зарубежные интернет-посылки стоимостью свыше 22 евро. В этой незначительной, казалось бы, инициативе, как в капле воды, отразились вся убогость и многообразие экономических и социальных противоречий в России. Воспользуемся удачной возможностью и осветим некоторые наиболее выпуклые аспекты.
На сегодняшний день россияне могут приобрести в зарубежных интернет-магазинах товары на общую сумму до 1 тысячи евро в месяц без уплаты пошлин. По данным Яндекса, в 2014 году 50% интернет-пользователей делали покупки за рубежом, и этот показатель растёт из года в год. Средний ценник составляет около 4 тыс. рублей, то есть 57 евро.
Другими словами, с учётом существующих тенденций инициатива ФТС касается более 41 млн наиболее активных и образованных граждан РФ — зарубежные потребительские товары для них станут значительно дороже.
Государство получает дополнительные доходы, средний бизнес радуется очередной протекционистской мере, граждане…
Отдельные граждане вяло возмущаются в комментариях и задают абстрактным российским чиновникам вопрос: «А вы не боитесь, что русский народ рано или поздно поднимет вас на вилы?»
Когда я задал этот вопрос чиновнику вполне конкретному, ответ был следующий:
“Не боимся. Всех, кто мог взяться за оружие, мы закопали ещё в 90-е.”
Он имел в виду знаменитые бандитские войны, когда «пассионарии», нарядившись в малиновые пиджаки, самозабвенно уничтожали друг друга — в битвах за пивные ларьки и провинциальные рынки. Это почему-то назвали эпохой накопления первичного капитала. Хотя весь капитал был накоплен и поделён гораздо ранее — между ещё советскими номенклатурными работниками. Возможно, кому-то тезис покажется спорным, дабы сильно не отклоняться от темы, рекомендую для самостоятельного ознакомления исследование Ольги Крыштановской «Бизнес-элита и олигархия: итоги десятилетия» (стр. 42):
“В 1993 г. мы фиксировали, что 61% новых предпринимателей, относившихся к группе бизнес-элиты, ранее работали в органах власти […] даже среди тех 39% предпринимателей, которые никогда не работали в органах власти, многие были выходцами из номенклатурных семей.”
Но проблема российского общества не в утилизации наиболее пассионарных элементов, которая проводится постоянно, время от времени приобретая характер полномасштабных кампаний (бандитские войны, борьба с оранжевой угрозой, русская весна и прочее). Суть в аморфности социума, в отсутствии самосознания, понимания собственных интересов — в отсутствии политической субъектности.
За исключением правящего класса, вполне оформившегося, спаянного общими корпоративными целями, классовой солидарностью, клановыми, часто близкородственными отношениями, в России сформировалась только одна социальная общность, которой можно приписать политическую субъектность, пусть и с некоторыми оговорками, — это средний бизнес.
Вся реальная, а не имитационная политическая борьба последних лет связана именно с попытками относительно крупных бизнесменов, однако не входящих в правящий пул, отстоять свои права.
К недавним примерам можно отнести всероссийские акции протеста дальнобойщиков. Новые непомерные сборы и штрафы за грузоперевозки ударили абсолютно по всему среднему бизнесу, который самоорганизовался и встал на защиту своих интересов, массово и довольно оперативно. Власти организовали информационную блокаду в центральных СМИ, провели задержания активистов, заклеймили всех участников как национал-предателей, однако вынуждены были пойти на некоторые уступки — обещали снизить штрафы с 1 млн рублей до 5 тыс. р.
К методам борьбы также можно отнести расстрел предпринимателем Амираном Георгадзе администрации подмосковного Красногорска. По традиционной классификации это классический террористический акт. Несмотря на всю неоднозначность ситуации, демарш получил негласное одобрение широкой общественности.
Однако, в конечном итоге, борьба эта обречена на провал. Правящий класс обладает несравненно большими ресурсами, в его распоряжении репрессивный и пропагандистский аппарат. Доступ же к главному и основному ресурсу всех революционеров — энергии народных масс — для среднего бизнеса затруднен.
Во-первых, интересы народа и бизнеса могут совпадать и совпадают ситуационно, но расходятся стратегически, что делает невозможным полностью прямую и абсолютно честную апелляцию к массам. Во-вторых, не совпадают ценностные ориентиры и менталитет, что ставит под угрозу возможность самой коммуникации. Никогда «безынициативный ленивый пролетарий» и «зажравшийся буржуй, который за копейку удавится» общий язык не найдут. Для решения локальных задач по управлению массами бизнес вынужден использовать патриотический дискурс — тотально приватизированный властным субъектом.
Крупный капитал всегда поглощает более мелкий, конкуренция превращается в монополию — закономерный процесс, многократно наблюдаемый, подробно описанный.
Монопольное владение государством, средствами массовой информации, смысловым полем приводит к тому, что правящий класс теряет чувство меры, инстинкты самосохранения притупляются — эксплуатация народа принимает совсем уж неприличные формы. Противоречия обостряются, становятся более очевидными — пропаганда перестаёт справляться. Апелляции к народному благу звучат всё громче, но всё фальшивее: сколько ни говори «сахар», во рту слаще не станет — эта простая истина не всегда доходит до людей сытых, но голодным она очевидна во всей наглядности.
Кто же в российской политике представляет интересы самого народа?
Политическая гражданская субъектность в России только-только начала зарождаться, выкристаллизовываться. Кризис, деградация государственного аппарата, падение уровня жизни значительно ускорили этот процесс. Разогрев общества уже начался, и новая партия, партия нового типа неизбежно появится в самом ближайшем будущем.
Максим Волков
Источник: rusrand.ru