В среду Североатлантический альянс пригласил Черногорию присоединиться. Многие западные комментаторы считают, что этот жест адресован, прежде всего, России, хотя генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что интеграция Черногории никакого отношения к России не имеет. Некоторые прогнозируют рост напряженности между Россией и НАТО.
BBC пишет, что приглашение Черногории в НАТО – это первый пример экспансии альянса в Восточную Европу начиная с 2009 г., когда к нему присоединились Албания и Хорватия. Со стороны НАТО, объясняется в материале, это сигнал России, сообщающий, что она не может остановить экспансию. Россия, со своей стороны, скорее всего, будет противостоять. Правда, в подтверждение приводится только риторическое выражение неодобрения со стороны российских властей, а также обещания уточнить в дальнейшем, каковы будут ответные меры.
Аналитик уточняет, что приглашение поступило Черногории 16 лет спустя, после того как альянс бомбил размещенные там сербские базы. «Это признак существенных перемен в регионе. Правительство Черногории считает, что перспектива членства в НАТО – это благо для западных Балкан и что это повысит стабильность в регионе». НАТО, в свою очередь, показывает готовность принимать новых участников. Для Москвы это выглядит как провокация, хотя НАТО настаивает, что отношения к России это не имеет. При этом мнения граждан Черногории относительно вступления в НАТО разделились: многие хорошо помнят бомбежки 1999 г. и дорожат связями с Россией.
Telegraph тоже пишет, что решение о включении Черногории в НАТО – это, прежде всего, месседж России, дающий понять, что она не может диктовать Балканам свои условия. О каких именно условиях идет речь, не уточняется. Зато приводятся годичной давности высказывания российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что присоединение Черногории к НАТО – это безответственная провокация.
Guardian пишет, что решение насчет Черногории – это очередной повод к росту напряженности в отношениях России и НАТО. Также отмечается, что российские спецслужбы провоцировали в Черногории антиправительственные протесты в надежде сорвать планы по интеграции ее в альянс, но из этого ничего не вышло. Автор уточняет, что процесс интеграции может занять от года до 18 месяцев.
В заключение автор подчеркивает, что приглашение Черногории – довольно формальный жест, подтверждающий тот момент, что НАТО – это открытая международная организация, и вступить в нее может любая страна, изъявившая желание и отвечающая предписанным стандартам. Здесь есть тот момент, что теперь придется что-то делать с еще тремя странами, которые давно изъявили желание и ждут приглашения. Это Босния и Герцеговина, Македония и Грузия. Принять их в НАТО гораздо труднее, чем Черногорию. Особенно это касается Грузии. Если принимать ее в НАТО, то альянс должен предложить ей какие-нибудь гарантии безопасности, но это невозможно сделать дипломатически с учетом того, что две ее территории – Абхазия и Южная Осетия – отделились в 2008 г. при поддержке Москвы.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru