Заявления потерпевших от телефонных мошенников регулярно поступают в полицию Тюменской области. Полицейские вновь и вновь призывают граждан быть бдительными, а также просят предупредить об опасности пожилых родственников. Главное правило – не верить всему, что говорят. И если речь идет о крупных суммах, посоветуйтесь с друзьями или родными. Сайт «Комсомольская правда – Тюмень» сделала подборку: какие способы обмана наиболее популярны, и что делать, если оказались в сомнительной ситуации.
1. «С вашим родственником произошла беда»
Казалось бы, один из самых известных способов, но уже не первый год на него попадаются доверчивые граждане.
Суть такова: звонящий сообщает, что ваш родственник или знакомый попал в аварию, за решетку, в больницу и т. д. И сейчас нужно срочно внести залог, штраф, взятку, чтобы все замять. Звонящие могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, незнакомцами, у которых «есть связи». А могут просто начать разговор: «Тетя? Это я». И если звонок поступает посреди ночи, то тетя не всегда может сообразить, что голос у племянника какой-то странный.
Дальше звонящий просит перечислить деньги и указывает возможные способы…
Жертвой мошенников могут стать пожилые граждане и дети, у которых могут попросить вынести ценности из дома.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Позвонить тому, кто якобы попал в беду. Во всех случаях оказывалось, что с ними все в порядке.
2. Положите денег на счет
Еще один старый, но действенный способ, который также не теряет свою актуальность. Сообщения типа «Застрял на трассе. Положи 200 рублей. Саша», «Кончились деньги на телефоне, положи на такой-то номер. Дочь» могут иметь разные вариации.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Не терять бдительности и не верить всему тому, о чем пишут в эсэмэсках . Если сообщение подписано близким человеком, то задумайтесь: почему нужно перечислить деньги по неизвестному номеру? Можете также позвонить родному человеку и узнать, действительно ли у него проблемы с балансом.
3. Обман при интернет-продажах
Этот способ набирает обороты, особенно на севере региона. Мошенники ищут, кого обмануть, на популярных интернет-сайтах бесплатных объявлений. Звонят по указанным телефонам, говорят, что готовы купить предложенный товар, но вот беда – в городе их пока нет, зато уже сейчас они готовы внести аванс или всю сумму. Позже приедут родственники или знакомые забрать покупки.
Далее продавцов могут попросить пройти к банкоматам и выполнить некоторые манипуляции; сообщить все реквизиты банковской карты (в том числе цифры на обратной стороне) или коды, которые приходят на мобильный телефон; обманным способом подключить мобильный банк. В итоге с карты продавца уходят деньги.
Мошенники могут напрямую спросить: умеете ли вы оплачивать услуги мобильной связи через банкомат, читать эсэмэски, сколько денежных средств на вашей карте и т. д.
Начеку надо быть и гражданам, которые опубликовали объявление о потере своих вещей и готовности сделать вознаграждение вернувшему. При этом могут предложить схему «утром деньги – вечером стулья».
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Не исключено, что звонит реальный покупатель, а не мошенник. В этом случае настаивайте на наличном расчете. Заберет купленную вещь жена? Хорошо, перечислите ей деньги, с которыми она приедет. Можно использовать аргумент: вдруг ей не понравится?
4. Обман при интернет-покупках.
Заказываете билеты, одежду, косметику – в итоге ни товара, ни денег.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Пользуйтесь только проверенными интернет-ресурсами. Если есть возможность, то обратитесь в офис компании.
Если вы пострадали от действий мошенников, обязательно сообщите об этом в правоохранительные органы, чтобы попытаться вернуть свои деньги и предупредить других людей.
5. Вам приз!
Неожиданно может прийти сообщение о выигрыше, причем от контор, с которыми вы сроду не пересекались. Но суммы заоблачные, призы щедрые. Зачем отказываться? Подумаешь, нужно внести деньги за доставку или налог…
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Проконсультируйтесь с родными, прежде чем на что-то соглашаться. Поищите информацию об указанной фирме и розыгрыше через интернет. Если фирма реально существует и о ней нет сомнительных откликов, то позвоните по указанным номерам на официальном сайте, а не тем, что указаны в эсэмэске.
Если речь идет о лотерее, то вспомните: участвовали ли в ней и могли ли координаты попасть организаторам. Если вас не просят приехать в офис организатора акции с документами за призом, то это мошенничество.
И еще: помните, что платить налоги нужно все-таки в налоговой службе.
6. Мне позвонил… прокурор из Москвы!
Мошенники могут представиться кем угодно, в том числе чиновниками, высокопоставленными полицейскими и т. д. Тобольской пенсионерке, к примеру, позвонил прокурор из Москвы. Мол, вы числитесь в пострадавших от «МММ», вам полагается более 300 тысяч. Потом позвонил еще раз: ошибочка вышла, сумма на 100 тысяч больше. Приезжайте в столицу.
Для пожилой женщины такой вариант был неприемлем. Другое дело – поможет предложенный юрист, за услуги которого нужно заплатить…
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Опять же посоветуйтесь с родными.
Также вспомните: состояли ли вы в указанной организации, могли ли попасть в число официальных пострадавших. Если это действительно так, то обратитесь в организацию, где писали заявление.
7. На работу беру, но деньги вперед возьму
Мошенники могут разместить объявление о приеме на работу, указав хорошую зарплату. Уже есть несколько пострадавших на севере. Своим потенциальным работникам могут представиться в том числе высокопоставленными чиновниками. Назначат встречу, но по пути попросят закинуть денег на баланс – мол, скоро отдам. Еще случается, что соискателей просят купить еды по пути.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Быть начеку. И помнить, что могут обмануть и таким образом.
8. «Ваша банковская карта заблокирована»
К данному СМС-сообщению прилагается телефон. Мошенники могут представиться сотрудниками банка, сотрудниками службы безопасности единой платежной системы и т. д. Блокировку они могут объяснить сбоем системы, взломом карты, попыткой снять деньги со счета клиента.
Бдительные сотрудники вовремя среагировали, но остается сделать несколько манипуляций в ближайшем банкомате, чтобы разблокировать карту. Причем пострадавших не смущает, даже если им предложат перевести деньги на неизвестный мобильный или другой счет…
Еще лже-банкиры могут предложить «почистить карту» после сбоя в системе. Карту действительно очищают, оставляя потребителя без баланса.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Игнорировать. Или связаться с банком по официальному телефону, который указан на официальном сайте, карточке, а не по тому, что указан в СМС-сообщении. И помните: разблокировка банковской карты через банкомат не производится.
9. «Заявка на списание денег принята»
От этого способа также немало пострадавших. На телефон приходит эсэмэска от банка: «Заявка на списание принята» или «С вашей банковской карты, произойдет списание…». Указаны суммы и телефон. Граждане никаких заявок не оставляли, так что срочно набирают указанный номер. А потом также выполняют рекомендации, которые дает якобы сотрудник банка».
ЧТО ДЕЛАТЬ?
То же самое: свяжитесь с банком по официальному телефону и объясните ситуацию либо обратитесь в ближайшее отделение.
10. Как не обжечься на благотворительности
К сожалению, и здесь могут быть мошенники. К примеру, в Сургуте полицейский с удивлением узнал о своей гибели и сборе денег на похороны. Позвонил – ответила якобы вдова.
Мошенники могут призвать помочь детям. Им, конечно, нужно помогать, но все же через официальные благотворительные фонды. В частности, в Тюменской области действует благотворительный фонд «Ключ к жизни» для помощи нуждающимся в лечении детям.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Поддерживайте благотворительность, но через официально зарегистрированные благотворительные фонды. И просящих о помощи в соцсетях направляйте туда же.
НА ЗАМЕТКУ
Чего делать нельзя
– Писать пин-код на своей банковской карте.
– Перезванивать по просьбе на незнакомый номер. Наверняка здесь будет повышенная тарификация.
– Совершать неожиданные финансовые операции под диктовку незнакомых людей. Обязательно проконсультируйтесь с близкими людьми, которые подкованы в данных вопросах.
– Также осторожно относитесь к бесплатным интернет-сервисам.
– Обращайте внимание на реквизиты компании, если получили счета, к примеру, об оплате штрафов, ЖКУ, налогов и т.д. Если возникнут сомнения по поводу получателя платежей – позвоните в данные структуры.
Источник: tumen.kp.ru