Брюссель и Анкара подписали соглашение о “разделении труда” при решении миграционного кризиса. Евросоюз намерен заплатить деньги, а Турция на них должна будет кормить на своей территории беженцев. Однако сможет ли турецкое правительство выполнять условия этого соглашения?
Турция при поддержке многочисленных лоббистов ее интересов в ЕС сумела добиться стратегически выгодного для нее соглашения, в соответствии с которым Евросоюз (на турецких условиях) будет оплачивать содержание сирийских и иракских беженцев. Только на первом этапе, как было решено в минувшие выходные на экстренном турецко-европейском саммите в Брюсселе, речь пойдет о выделении под проекты “удержания” беженцев на турецкой территории 3 млрд евро. Из них 2,5 млрд должны будут собрать страны-члены ЕС на паритетной основе, а 500 млн будет заплачено из единого бюджета, которым распоряжается Еврокомиссия.
Размер турецких аппетитов нетрудно понять, если обратить внимание на заявления премьер-министра Ахмета Давутоглу, по словам которого, его страна уже потратила на содержание сирийских мигрантов более 8 млрд евро.
Сумма весьма существенная, причем турки явно намерены выкачать из ЕС намного больше. Ведь достаточно посмотреть, в каком сейчас состоянии лагеря беженцев, чтобы понять, что европейцы просто не смогут оставить людей в столь бедственном положении: когда им не хватает не только еды и чистой воды, но и жилья, особенно зимой.
Кроме того, страны ЕС и Еврокомиссия намерены разработать новую систему распределения по странам ЕС мигрантов, находящихся сейчас в Турции. То есть, несмотря на все финансовые затраты, получается, что беженцы все равно постепенно и вполне легально станут перебираться в Европу.
Да и сами турки перенапрягаться не намерены. “Мы не можем ничего гарантировать, когда речь идет о войне в Сирии, пока там продолжаются теракты и бомбардировки. Мы будем, однако, работать над улучшением контроля границ и бороться с перевозчиками мигрантов”, – предупредил европейцев на саммите в Брюсселе Давутоглу.
Но и это еще не все. Главное требование Турции – ускоренная программа по вступлению в Евросоюз. Начало ему должно положить радикальное облегчение визового режима. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже заявил, что отмена виз ЕС с Турцией может произойти осенью 2016 года. “Визовая либерализация связана с реадмиссией (выдачей нелегальных мигрантов, – “Росбалт”). Если все требования будут выполнены, она будет достигнута осенью 2016 года”, – надеется Юнкер.
В свою очередь председатель Европейского Совета (совета руководителей государств ЕС), бывший польский премьер Дональд Туск, чья страна вообще пока отказывается участвовать в единых европейских планах по приему мигрантов, рассказал журналистам, что Брюссель и Анкара объявили о запуске нового этапа переговоров о приеме Турции в Евросоюз. После многолетнего перерыва начинаются дискуссии по синхронизации экономической и финансовой политики.
Турция торжествует. В Европе же довольны, в первую очередь, лоббисты турецких интересов. В Германии это политики турецкого происхождения, которых в стране уже немало. В Восточной и Центральной Европе – лоббисты, вроде экс-президента Чехии Вацлава Клауса, который регулярно бывает в Турции и так активно защищает ее интересы, что оппоненты часто называют его едва ли не турецким агентом влияния. Кстати, то же самое говорят и о готовности Клауса всегда высказаться в защиту России. Причем нынешний конфликт Москвы и Анкары ничуть не мешает чешскому экс-президенту лоббировать одновременно интересы этих двух враждующих стран. Для европейских политиков, впрочем, это вполне традиционная практика.
Однако у процесса “братания” ЕС с Турцией есть и немало оппонентов. Весьма осторожно высказывается, например, такой влиятельный европейский игрок, как канцлер Германии Ангела Меркель. С одной стороны, для нее договоренность с турками – это большой политический подарок. Теперь без больших имиджевых потерь можно отказаться от провозглашенной ранее политики “открытых дверей”, принять поменьше мигрантов, побольше сирийцев и иракцев выслать в Турцию и восстановить в глазах немецких избирателей свой пошатнувшийся авторитет.
С другой стороны, Меркель понимает, что дружба с Анкарой будет очень дорого стоить. Даже если принять во внимание, что ЕС никто не сможет заставить принять Турцию в ЕС в ближайшие два-три года. Как это уже было неоднократно, европейская бюрократия способна затянуть процесс. Например, тот же самый Кипр как полноценный член ЕС опять наложит вето на любые переговоры. Но даже в этом случае не один миллиард евро уйдет на обустройство беженцев на турецкой территории. При этом в самом Евросоюзе их, наверняка, меньше не станет, потому что соглашение с Турцией вовсе не решает проблемы транзита мигрантов через Ливию и в целом – охраны общих границ ЕС. Неудивительно, что Меркель делает в своих заявлениях упор на то, что деньги на помощь мигрантам в Турции будут выделяться только под конкретные проекты, имеющие экономическое обоснование.
Недовольство достигнутыми соглашениями также сильно во Франции, которая стремительно набирает политический вес в ЕС. Президентский срок Франсуа Олланда близится к концу, не за горами президентские выборы. Не исключено, что Париж и вовсе изменит свое дружеское отношение к Турции, поскольку французские правые всегда выступали против сотрудничества с Анкарой, и, тем более, вступления Турции в ЕС.
Пока же комментаторы ведущих французских газет в один голос пишут, что Турция “дирижирует” Евросоюзом, что Анкара “блефует” в своей партии в покер с Брюсселем и не сможет (да и не собирается) выполнять взятые на себя обязательства.
Малые страны ЕС результаты переговоров пока активно не комментируют. Там обсуждают решение “больших парней” из Парижа, Берлина и Брюсселя, готовят свои предложения и критические замечания и ждут саммита ЕС в середине декабря. Там-то в реальности и решится, сможет ли евробюрократия спихнуть проблему мигрантов на Турцию и заставить национальные бюрократии стран ЕС заплатить за это.
Иван Преображенский
Источник: rosbalt.ru