«Образы мудрой радости жизни… Счастливое предвкушение того широкого,… всеобъемлющего братства, к которому ведёт мир пролетариат путём социализма. Вот некоторые из задач социалистического художества».
А.В. Луначарский
15 ноября выпал снег. Холод, слякоть, ветер. Тем не менее, длинная плотная очередь (стоят не гуськом, а по 2-3 человека) терпеливо ждёт. Она протянулась от памятника Жукову возле Исторического музея вдоль фасада гостиницы «Москва» почти до бывшего проспекта Маркса и загибается в сторону Манежа. Вот началось движение – за ограждение пропустили очередную порцию дождавшихся – все прошли быстрым шагом метров 20-30 и опять остановились. В очереди много молодёжи. Последний раз что-то подобное наблюдалось в горбачёвскую «перестройку», когда открыли первый «макдональдс». Но здесь жаждут не фастфуда: люди идут на выставку. Она бесплатная. Собственно, выставок две: одна – якобы историческая, державно-псевдо-патриотическая с поповским уклоном («ХХ век от 1914 до 1945»), другая действительно интересная: «Романтический реализм: советская живопись 1925-1945 годов». О ней и пойдёт дальше речь.
Выставка начинается огромным полотном Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна». Лениниана представлена всемирно известными шедеврами: «В.И.Ленин на трибуне» Александра Герасимова, «В.И.Ленин в Смольном» И. Бродского, и менее знаменитыми, но тоже прекрасными картинами: «Последнее заседание Совнаркома с В.И.Лениным» Дмитрия Кардовского, «Ленин в эмиграции. 1905-1907 годы» Эмиля Видаля, пронзительным нарюрмортом Фёдора Богородского «Памяти Ленина»: на фоне красно-чёрного полотнища гипсовая голова мёртвого вождя (но лицо – как у спящего, только грустное), рядом – орден Красного Знамени и красная книга с надписью «ВКП»… Теме Красной Армии и гражданской войны посвящено несколько картин, самые известные из них – «Трубачи Первой конной армии» Митрофана Грекова и «Оборона Петрограда» Александра Дейнеки. Одна из тем выставки красиво и правильно названа «Поэтизация труда»: На полотнах Н. Денисова, Н. Дормидонтова, П.Вильямса, Б.Комарова, Е. Зверевой оживают образы литейщиков, строителей, стеклодувов, девушек с рыбоконсервного завода – сильных, уверенных в себе и в будущем, гордых, счастливых. Кстати, другой раздел выставки назван «Территория счастья»: мол, советское искусство пропагандировало идею коллективного счастья. Что ж, с этим можно согласиться. Да, несмотря на все трудности, переживаемые их молодой страной, они действительно счастливы, эти новые люди – эти одухотворённые и красивые, полные внутреннего огня рабочие, воины, спортсмены, артисты, моряки, стахановцы, лётчики, дети, участники демонстраций и физкультурных парадов на великолепных холстах А. Дейнеки, И. Бродского, А. Самохвалова, А. Пластова. Как они рвались в будущее, веря, что оно – светло и прекрасно! Как они рвались ввысь, в небо! Кстати, теме покорения воздушного океана посвящен особый раздел выставки – здесь можно увидеть картины с изображением дирижаблей. Ещё один интереснейший зал – неосуществлённые архитектурные проекты, среди них – картина с изображением величественнейшего Дворца Советов… Как хочется помечтать, что после Второй Социалистической революции и возврата к социализму этот проект всё-таки будет осуществлён…
Последний зал, предваряемый полотном «Александр Невский» кисти Павла Корина, посвящён подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь всего четыре картины. Но каких! Всю правую стену занимает «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, напротив – «Фашист пролетел» А. Пластова и «Мать партизана» Сергея Герасимова, а в глубине – какой контраст с мрачной напряженностью этих трёх шедевров! – в глубине вся залитая солнечным светом, исполненная глубокой веры в жизнь и несокрушимого оптимизма картина Александра Лактионова «Письмо с фронта».
И вся выставка в целом чрезвычайно оптимистична и, если можно так сказать, духоподъёмна. Хотя в этой бочке мёда есть и ложка дёгтя, причём не одна: каждый раздел выставки предварён «комментариями», призванными внушить зрителям мысль о том, что социалистическая действительность – это «миф» и «утопия». Но картины советских художников говорят сами за себя. И люди, покидая выставку, оставляют в книге отзывов в основном восторженные записи.
Однако не всем выставка по вкусу. В «Литературной газете» № 46 от 19 ноября появилась скандальная статья «Кукиш в Манеже» горе-теоретиков Цыплаковых, которые претендуют на авторство термина «романтический реализм» и, найдя у выставки «4 подлога», отказывают ей в положительном содержании. Эти буржуазные псевдопатриоты, авторы пасквиля, люто ненавидят картины революционно-коммунистического и политически-советского звучания, в которых им чудится «удушливая атмосфера Мавзолея». Давно не ходили искусствоеды в Мавзолей Ленина: там исключительно чистый воздух, его посещение вызывает у способного воспринимать возвышенное – высокий строй чувств.
Так всё-таки: эта выставка – постмодернистская акция, как утверждают Цыплаковы, или шаг вперёд после «перестроечного» провала?! Если вчитываться в писульки других буржуазных авторов, которым везде видятся «мифы», то можно пройти мимо объективно главного – мимо большей части картин. Что бы ни думали сами устроители этой выставки (вроде Боякова), объективно она помогает людям выметать из своего сердца, из своего сознания мусор буржуазного художественного восприятия: голые абстракции, порнографию, писсуары как постмодернистский якобы «предмет искусства» и т.д. Рядом стоящая православная выставка рядится под якобы альтернативу постмодернизму, тогда как на самом деле они являются двумя различными формами буржуазного общественного художественного сознания.
Когда, наконец, от постмодернистских кривляний люди поворачиваются лицом к настоящей живописи, это прекрасно. Они поворачиваются лицом к здоровому советскому искусству – социалистическому реализму, основное требование которого – «это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии» (Краткий философский словарь, Москва, 1954 г.) Чтобы очиститься одновременно и от сладенькой шиловщины и глазуновщины, безосновательно претендующей сейчас на подлинный реализм в искусстве, и от постмодернистов, у которых давно ум зашёл за разум, и от псевдопатриотической поповской духовной сивухи, необходимо вернуться к нормальной, здоровой художественной истине социалистического реализма, наполненной романтикой революционного прорыва в будущее, поэзией борьбы, подвига, труда, любви и красоты.
Однако… С чего бы буржуазная власть, столько лет хулившая всё советское, преподнесла москвичам такой подарок? Видно, для неё настали трудные времена, и она пытается использовать советскую тематику в своих целях, разыгрывает карту теперь уже советского патриотизма. Понятно, что обольщаться на её счёт ни в коем случае нельзя. Нынешний режим – режим буржуазный, и с ним необходимо непримиримо бороться. Но сам факт воскрешения темы советского искусства говорит о том, что сегодня она уже востребована обществом. Хотя буржуазия и пытается использовать советскую тематику в своих интересах, но логика развития художественного процесса ведёт в залы Манежа молодых и вспоминающих прекрасные страницы советской живописи активных людей среднего и старшего поколений. В залах выставки одновременно находились сотни людей, они смотрели, обсуждали, снимали увиденное фотоаппаратами, планшетами, смартфонами, телефонами.
Объективно эта выставка – ещё один шаг на пути к предреволюционному Просвещению широких масс трудящихся, ведь своего рода эпоха Просвещения – идейной подготовки – предшествует каждой крупной революции.
Ну вот, кажется, и начинаем потихоньку выходить из затхлости на свежий воздух…
Геннадий Алёхин
Источник: rotfront.su