Турция: троянский конь на южном фланге НАТО

By admin Dec 2, 2015

Легендарная Троя будоражила людские умы и эмоции на протяжении тысячелетий рельефностью мифических образов. Реальный город, воспетый Гомером, был найден только в XIX веке на территории современной Турции. Неприступные стены Трои оказались бессильны против военной хитрости – коня со спрятанной когортой отборных воинов. Троянцы сами втащили коня с сюрпризом внутрь собственной крепости. Блок НАТО втащил Турцию в свой состав более 60 лет назад, так что бойцы внутри турецкого коня успели изрядно размножиться и истосковаться по войне.

Турция стала членом НАТО в 1952 году, во время первого расширения альянса. На тот момент блок состоял всего из 10 европейских и двух североамериканских государств, то есть с зоной советского влияния не граничил. Разве что по льдам Берингова пролива и в морозном Заполярье. При всем богатстве геополитического воображения Турцию нельзя отнести к североатлантическим странам. Именно Турция стала прецедентом продвижения НАТО на восток, задолго до распада СССР. Страх перед советской агрессией вынудил приблизиться к «агрессору» вплотную и включить в североатлантический альянс крупную исламскую страну.

Военно-политический смысл этого нато-включения Турции смутен и размыт. У блока западных стран имелись все возможности ограничить советское влияние в Малой Азии на основе двухсторонних договоров, путем размещения собственных контингентов и боевой техники, вооружений и учений, аренды аэродромов и т.д. Разведывательные полеты ВВС США над всем Союзом проводились с турецкой территории задолго до вступления страны в альянс. В 1952 году коллективный Запад воевал «по доверенности» с КНР и СССР на дальневосточном фронте, в Корее. Обладая абсолютным превосходством над коммунистами в ядерном оружии и средствах его доставки.

Стремление увеличить численный состав НАТО было судорожным и непродуманным. В составе блока оказалась страна с системой ценностей, далеких от европейских. Турция – не Германия и не Испания, но в НАТО вошла раньше этих государств! На протяжении десятилетий происходило активное наращивание численного состава ВС Турции, их материального и технического оснащения. Турецкая армия стала второй по боевой мощи во всем альянсе, уступая только US Army. Вот уже четверть века противостояние с советским блоком утратило актуальность. Но каковы практические результаты участия Турции в НАТО за весь совместный путь с 1952 года?

В 1960 году турецкие военные совершили государственный переворот, под предлогом авторитаризма и коррупции в правительстве. Авторитарные коррупционеры (пришедшие к власти в результате парламентских выборов 1956 года) были отданы под суд и демократично казнены. В 1961 генералы передали власть новому парламенту, оставив за собой право на внутриполитическое вмешательство при необходимости. В какой еще стране НАТО такое возможно?!

1962 год, Кубинский ракетный кризис. Никогда человечество не было так близко к ядерному апокалипсису, как в драматичном октябре 1962 года. Всё мировое внимание сосредоточилось на акватории Карибского моря, на строптивой Кубе, на известиях из Москвы и Вашингтона. Эскадры вероятных противников сближались, эскадрильи загружались смертоносными мегатоннами, ракетам назначались цели, лидеры бряцали железом в каждой фразе…
Но первопричиной Кубинского кризиса стало размещение американских ядерных ракет в Турции!
Именно этот агрессивный шаг СССР попытался парировать симметрично, развернув свои ракеты на Кубе!
Эскалация в регионе Карибского моря закончилась выводом с Кубы советских ракет – но и американские были выведены из Турции. Кстати, в окончательном режиме.
Стратегические вооружения НАТО после 1962 года не размещались на турецкой земле.

1971 год. Армейское руководство посчитало очередное правительство Турции непрофессиональным, сомнительным и преступно мягкотелым. Произошел так называемый «меморандумный переворот», генералы попросту продиктовали состав нового правительства. Без возражений со стороны всех политических сил – генеральские аргументы и инстинкт самосохранения оказались более чем убедительны. Союзники по альянсу предпочли не заметить ротации власти по военному приказу.

1974 год. Война на Кипре. Первый и единственный в истории НАТО открытый вооруженный конфликт между двумя участниками альянса. Между Грецией и Турцией – с морскими сражениями и десантными операциями, с воздушными и танковыми боями, с многочисленными жертвами, с этническими чистками. Задолго до Косово и без всякой Гааги, да. Интервенцию и оккупацию с расчленением нейтральной страны выполнил участник североатлантического альянса. Одновременно разгромив экспедиционный корпус своего союзника по блоку. С тех пор отношения между Грецией и Турцией характеризуются вооруженным нейтралитетом, недоверием и спорадическими провокациями с нарушением государственных границ.

В 1980 году турецкая армия совершила уже настоящий, классический, хрестоматийный военный переворот. Сместив очередную парламентскую коалицию и передав власть себе, любимой. Был сформирован Высший совет из командующих ВВС, ВМС, жандармерии и сухопутных войск. Его возглавил генерал Кенан Эврен. Парламент разогнали, его лидеров арестовали, депутатов лишили неприкосновенности, политические партии запретили. В НАТО все так делают.

В 1983 году в Турции была восстановлена парламентская система. За три года владычества хунты осуществлены серьезные реформы в области либерализации экономики, вдвое сокращен бюрократический аппарат, снижены или отменены субсидии государственным предприятиям, облегчена работа иностранных инвесторов. В том же 1983 году на севере Кипра провозглашена турецкая республика, до сих пор признанная только Анкарой. И кто после этого изгой?

Именно в 80-ых годах XX века восхождение на турецкий политический Олимп начала нынешняя правящая партия – Партия справедливости и развития (ПСР). Первоначально действуя с позиций радикального ислама и при активном неудовольствии турецких военных.
Именно против власти ПСР в 2003 году была осуществлена очередная попытка военного переворота – на сей раз неудачная.
Именно лидеры ПСР прекрасно знают новейшую историю собственной страны. Девять лет шла подготовка к ликвидации генеральской вольницы – и только в 2012 году последовали громкие судебные процессы после массовых арестов. К длительным срокам тюремного заключения приговорены 330 представителей высшего офицерского корпуса Турции! Включая начальника Генштаба и командующих родов войск!
Только в 2012 году турецкая армия лишилась политического могущества и стала послушным военным инструментом в руках лидеров ПСР.

Этот инструментальный набор включает в себя:

Около 600.000 солдат и офицеров.
Примерно 2.000 танков, порядка 3.000 прочих бронемашин.
Более 1.000 самоходных артиллерийских установок, 600 РСЗО.
Более 5.000 единиц артиллерии и крупнокалиберных минометов.
Тысячи ПЗРК, ПТРК, зенитных установок.
Инженерные и саперные подразделения, войска связи и штабы.
Более 400 боевых самолетов, около 50 военных вертолетов.
Десятки боевых кораблей основных классов.

Как использовалась эта армада в войнах НАТО за последние четверть века? Практически никак.
Во вторжении в Ирак (1991) вместе со всем «цивилизованным» миром турецкие вооруженные силы…не участвовали вообще. Анкара лишь предоставила свои авиабазы самолетам коалиции да сконцентрировала войска на иракской границе. Угрожая С. Хусейну и попутно репрессируя курдских повстанцев.
В войне НАТО против Югославии (1999) турецкая армия и флот участия не принимали. ВВС делегировали… 4 истребителя-бомбардировщика, 1 % от летного парка ВВС.
В Афганской компании (с 2001 по н.в.) численность турецкого контингента достигала 1.800 бойцов, в настоящее время он сокращен до 400 человек. Боевые потери – 14 безвозвратных, 7 раненых.
Войну в Ираке имени пробирки К. Пауэлла Турция проигнорировала. Не считая привычной карательной беготни за курдским ополчением.
Зато с 2012 года вся мощь турецкой армии готова обрушиться на Сирию, для чего имеется и дозволение парламента воевать за пределами собственных границ.
С момента основания современной турецкой государственности вооруженные силы страны сражаются с курдами. Прочесывая юго-восток Турции, вторгаясь ради этой цели в Ирак и проникая в Сирию.

Турция использует членство в НАТО для достижения собственных политических целей. Эти цели вот уже 25 лет не совпадают с интересами альянса. Что рельефно проявилось в инциденте со сбитым российским самолетом Су-24М.
Анкара приняла решение об ударе по нашей авиации без консультаций с союзниками, поставив блок перед свершившимся фактом резкой эскалации сирийского конфликта.
Анкара продолжает торговать с ИГИЛ и другими радикальными группировками.
Анкара проводит карательные операции против курдов – как в Турции, так и в ослабленных войнами Ираке и Сирии. Истребляя главную надежду Запада на сухопутную операцию против халифата!
Анкара закрывает глаза на разветвленную инфраструктуру террористов на собственной территории – лишь бы они воевали против курдов и Асада (именно в такой последовательности).
Анкара обходит вниманием свободный проезд исламистов в зону сирийских боев, умудряется не замечать сотни тысяч беженцев в Европу. Союзники по блоку готовы платить Турции миллиарды евро не за прекращение потока мигрантов, но за его ограничение!

Союзники по блоку предпочитают прикрывать давнего участника альянса. После нескольких дней колебаний лидеры НАТО оправдали Турцию за акт военно-воздушной агрессии против ВКС РФ. Троянский конь на южном фланге НАТО скачет сам по себе и такое оправдание его только раззадорит. В один «прекрасный» день блок НАТО узнает, что его азиатский форпост ввязался в очередную военную авантюру. Гораздо большего масштаба, чем предательский ракетный залп по «Фехтовальщику». И вот тогда западным странам придется фехтовать не на словах и против собственных стратегических интересов.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply