Психологи Ньюкаслского университета выяснили, что отучить людей мусорить могут заставить упаковки и обертки товаров с напечатанными пристально смотрящими глазами.
В журнале PeerJ исследователи опубликовали своим выводы, в которых говорится, что люди на 65% реже мусорят, если видят изображение на этикетке. В своем исследовании специалисты опирались на парадигму «надж-психологии», суть которой заключается в том, что необходимый прототип поведения нужно подчеркнуть, но не запрещать при этом остальные, подталкивая тем самым человека совершить нужное действие.
Чтобы провести эксперимент исследователи разработали листовки с двумя видами дизайнов. На первой листовке была картина с пристально смотрящими глазами, а на второй разместили то же изображение, но оно оказалось еле заметным. В ходе наблюдений выяснилось, что первую листовку не выбросили в урну лишь 4,7 % (в контрольной группе 15, 6%) участников эксперимента.
По словам психологов, подобные изображения не позволяют людям мусорить, так как им кажется, что за ними наблюдают и осуждающе смотрят, что заставляет человека донести листовку до урны, а не бросить на землю. Примечательно, что на листовках с пристально смотрящими глазами не было надписей о запрете мусорить, люди, руководствуясь принятыми в обществе нормами поведения, сами знали, что необходимо сделать с ненужной вещью.
Используя практический опыт ученых, теперь владельцы ресторанов фаст-фуда могут попытаться снизить количество выбрасываемых мимо мусорного контейнера оберток и стаканчиков. Аналогичную технологию рекомендуется применять и лицам, печатающим рекламу на листовках, которые затем раздаются прохожим.
Источник: dni24.com