Как судят за военные преступления

Как судят за военные преступления

Спор вокруг морального аспекта отключения Крыма от электроэнергии почему-то оставляет в стороне один важный фактор. Речь о Женевской конвенции 1949 года, среди подписантов которой указанная в том числе и Россия. Документ под названием «О защите гражданского населения во время войны» отдельным разделом регламентирует действия оккупантов на захваченной территории, их отношение к местному населению и тому подобное. Независимо от того, как будет решен в дальнейшем именно энергетический вопрос, Россия должна ответить за преступления, совершенные ею на территории Крыма.

Буква закона

Статьи 55-60 Женевской конвенции 1949 года перечисляют тот жизненный минимум, который должно обеспечить государство-оккупант: продукты и предметы гигиены, санитарные материалы и все необходимое для проведения религиозных служб. Государство-оккупант должно взять под свою защиту детские учреждения и больницы, принять гуманитарную помощь извне, не пытаясь скорректировать ее назначение.

Бесперебойное снабжение электроэнергией прямо не вписано в обязанности оккупанта, однако дух и буква Женевской конвенции говорит об одном: всеобъемлющая, полномасштабная защита прав гражданского населения должна быть гарантирована и обеспечена любой ценой. «Если поставки для всего населения оккупированной территории или ее части недостаточны, государство-оккупант должно согласиться на мероприятия по оказанию помощи населению и должно способствовать осуществлению этих мероприятий всеми имеющимися в его распоряжении способами», – гласит статья 59-я.

Итак, подытожим: Россия является государством-оккупантом, которое аннексировало украинский полуостров Крым в марте 2014 года. С этого момента она взяла на себя обязательства по обеспечению населения всем необходимым. В том числе и электроэнергией. Для реализации этого обязательства Россия имела почти год и восемь месяцев, однако не осуществила ни одного шага для поддержания потребностей аннексированной территории на должном уровне. Если она не способна обеспечить эти потребности сама, ее обязанностью является обращение к третьей стороне или отказ от захваченных земель.

Другими словами, став оккупантом, Россия получила не только территорию, на которую она провела интервенцию, но и ответственность за сохранение этой территории и ее населения. То, что Россия не хочет или не может справиться с этой задачей, не является проблемой Украины.

«Русский мир» и все его прелести

А между тем, если абстрагироваться от электроэнергии, государство-оккупанта, которое взяло под свою власть Крымский полуостров, можно упрекнуть в значительно более весомых преступлениях. Это – преследование крымских татар, незаконные аресты и обыски, похищения людей, убийства и покушения на убийство, а также – как итог – более 10 тысяч беженцев только среди представителей этой этнической группы.

«Жесткая дискриминация и беззакония в отношении крымских татар, особенно похищения и убийства молодых людей, принудительные призывы молодежи в армию с перспективой отправки на войну со своими братьями-украинцами, полное отсутствие демократических свобод и отсутствие каких-либо перспектив для молодых людей в оккупированном Крыму заставляет многих снова покидать свою родину и переселяться на материковую часть Украины», – отмечает бывший председатель Меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев. Его преемник Рефат Чубаров заявляет о «новом варианте геноцида», который вынуждены переживать крымские татары.

Между тем понятно, что Женевская конвенция запрещает жестокое обращение с гражданским населением захваченной страны, а тем более – его уничтожение. Относительно принудительной службы в армии, то статьей 51 наложено табу на склонение населения оккупированной территории к участию в вооруженных силах оккупанта.

Кроме покушений на человеческие жизни, России можно (и нужно) инкриминировать другие преступления. Завладение чужим имуществом на аннексированной территории, фальсификация выборов, притеснения прав и свобод журналистов, массовое уничтожение свободной прессы, в частности, закрытие медиахолдинга АТR, лишение лицензий десятка крымских СМИ, которые были вынуждены прекратить существование.

«Всякие меры, направленные на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для трудящихся на оккупированной территории с целью заставить их работать на государство-оккупанта, запрещаются», – говорит пятьдесят вторая статья Конвенции. Тогда как пятьдесят четвертая статья не позволяет применять санкции к должностным лицам, если те отказываются от коллаборации с врагом.

Отдельной строкой следует упомянуть и преступления в сфере свободы совести – следствием вторжения России в Крым стало то, что из 1400 религиозных общин, которые имели регистрацию, только 11 получили возможность переоформить ее после 2014 года. Тогда как «духовная помощь служителям культа» является прямой обязанностью страны-оккупанта согласно 58-й статье Женевской конвенции.

Преступление и наказание

После всего сказанного возникает закономерный вопрос: какова мера ответственности за нарушение Женевской конвенции, и существует ли практическая возможность привлечь Россию к суду? Ответом является и «да», и «нет». Каждая сторона, не соблюдающая Конвенцию, признается военным преступником и несет наказание за преступления против человечества.

С 2002 года решение о военных преступлениях выносит Международный уголовный суд, учрежденный на основе Римского статута 1998 года. Однако, дело в том, что ряд стран, а среди них и Россия, не подписали договор о его признании. Кроме этого, РФ до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут. Что касается Украины, то она подписала договор, но не ратифицировала Устав. Но юрисдикцию Международного уголовного суда наше государство признает.

Единодушия внутри украинской руководящей верхушки по ратификации Римского статута, к сожалению, нет. СНБО выступает против ратификации, считая, что это следует делать или синхронно с Россией, или не делать вовсе. Логика здесь такова: в 2008-м Грузия ратифицировала Римский статут, а Россия – нет. Грузия, таким образом, добровольно стала фигурантом возможных судебных процессов, которые не замедлили появиться. Ведь и сегодня международный суд в Гааге принимает иски от граждан, которые получили гражданство в Южной Осетии и претендуют на возмещение убытков от действий грузинских властей.

Ситуация парадоксальная, но это факт: именно Россия, напавшая на Грузию, выступает ее обвинителем. Подать встречные иски Грузия не может, инициировать расследование совершенных Россией преступлений не может также, ведь Россия не является подписантом Римского статута. Поэтому части украинских чиновников не хочется, чтобы подобная история повторялась.

Однако существует также и альтернативная точка зрения. Она заключается в том, что, во-первых, подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС, мы взяли на себя обязательства, в частности, и о ратификации Римского статута. Кроме того (и это уже во-вторых), важно создать механизм, который позволит преследовать российских преступников. Учитывая «специфику» этого государства, такая возможность пригодится еще не раз.

Так или иначе, а черту под этой дискуссией подвела Верховная Рада, приняв заявление в Международный уголовный суд (МУС) о признании его юрисдикции. Де-факто это означает, что наше государство позволяет МКС выступать в роли третейского судьи, признает правомочность его решений и тому подобное. Эта новация, правда, еще никак не отражена в Конституции Украины, и вокруг этого момента разворачивается отдельная дискуссия, углубляться в которую я, впрочем, сейчас не стану.

Поэтому, чтобы окончательно решить, в том числе и энергетический вопрос, Украине следует привести свое законодательство в соответствие с подписанными ею международными договорами, а затем, апеллируя с положениями Женевской конвенции и возможностями, которые предоставляет МКС, требовать оценку действиям России. Только так можно прекратить любые спекуляции относительно этой проблемы.

Михаил Поживанов

Источник: ru.krymr.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий