Влиятельной и независимой Анкары, способной диктовать свои условия на Ближнем Востоке, как субъекта, больше не существует.
Не все «ястребы» понимают, что случилось на самом деле, а потому яростно ликуют, поддерживая Эрдогана, который в один миг втоптал в грязь столь бережно хранимые национальные интересы своей страны.
И глава государства, как может, старается соответствовать выбранной модели поведения. Будто не замечая всего происходящего, «янычар в галстуке» защищает идеологический фантом «Турецкого мира».
Он до сих пор не извинился перед Россией. А в ответ на вполне понятное недовольство Кремля, поручил турецким СМИ запустить волну с разгромной критикой действий российских ВВС. Такая резкая позиция президента, разумеется, вызывает уважение местных фанатиков, не осознающих всей серьезности последствий.
Хотя проверенная веками геополитическая мудрость подсказывает, что поведение сверхдержавы, которое на несколько секунд было продемонстрировано Турцией, должно подкрепляться аналогичными возможностями.
И если не экономическими, то, на худой конец, военными, которых у Анкары вообще нет.
Давайте на чистоту. Турция всё-таки имела шансы стать не просто региональной, а материковой державой, замкнув на себя транзит углеводородов из России и части Ближнего Востока в Европу и США.
Эрдоган, в принципе, мог обеспечить свою страну ядерной энергетикой и новейшими системами ПВО С-400. Родина Аттатюрка могла «схватить за хвост» пересохший египетский туристический поток, заработав еще несколько миллиардов. Всё могло быть хорошо.
Но Турция предпочла стать новой Болгарией и повторить ошибки Украины, которая 20 лет назад выбрала «независимого автократа» Кучму, который не счел нужным извиниться за сбитый Ту-154. И если уж вспомнить, то в те годы Незалежная имела вполне неплохую армию, а также способный к возрождению промышленный потенциал, объедки которого позволяют удерживаться на плаву в 2015-м году.
А, в случае интеграции с Таможенным и Евразийским союзами, могла при сохранении территориальной целостности, помечтать о крупных контрактах в авиационной и судостроительной промышленности. Николаевские судоверфи могли получить заказ на… целый авианосец! «Мотор-Сич» и «Антонов» могли сорвать джек-пот на гособоронзаказе-2020, а само правительство щеголять значительной скидкой на энергоносители.
А дальше, чем черт не шутит, можно было и о собственной космической программе подумать. КБ «Южное» при должном к нему отношении могло продолжать работать над ракетами-носителями.
Сейчас об этом Украина может только мечтать, ведь от всего этого Киев отказался, получив разрушение государственности, сепаратистские движения, гражданскую войну на собственной территории и… джихад, объявленный «Исламским государством».
Но даже при сегодняшних обстоятельствах, Эрдогану вести диалог с Кремлем всё-таки проще, нежели Петру Порошенко. И думаю, что Владимир Владимирович, как грамотный политик, готов пойти на этот диалог, дабы нормализовать отношения до определенных рамок и даже встретиться с Эрдоганом, но при одном важнейшем условии: турецкий президент обязан принести извинения за случившееся.
Именно публичные извинения, перед телекамерами. И только после этого можно будет дискутировать о причинах инцидента. Уверен, найдутся те, кто будет говорить о гордости или даже желании унизить турок. Но суть в том, что России просто пора продемонстрировать всем соперникам в регионе ее возможности по наказанию виновных и принуждению их к изменению позиции.
Однако если турецкий президент сделает шаг навстречу (что, к сожалению, крайне маловероятно, учитывая особенности личности Эрдогана), то это вовсе не означает, что он полностью исправит ситуацию.
Точка невозврата в российско-турецких отношениях уже была пройдена. Москва больше не будет воспринимать Анкару как важнейшего стратегического партнера в регионе, и не станет привязывать к Турции свои геополитические проекты. И основным проигравшим от такого изменения позиции станет, безусловно, сама Турция.
Сбив российский самолет, Анкара, по сути, лишилась последнего стратегического партнера из региональных великих держав. Египет, Саудовская Аравия, Иран, Израиль, Евросоюз – все эти региональные игроки испытывают к эрдогановской Турции как минимум антипатию и желают вытеснить ее из региона.
А если сейчас и Москва перестанет учитывать турецкие интересы на Кавказе и в Сирии, то Анкара попросту окажется в стратегической изоляции, которая никогда ни одно государство до добра не доводила.
Совсем скоро Россия определится с будущим Турции на своей внешнеполитической шахматной доске. Поэтому думайте, глубоко не уважаемый Реджеп Тайипович, пока у вас еще есть на это время…
Сергей Черкасов
Источник: politikus.ru