После того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 на границе Турции и Сирии, эксперты и политологи “набросились на турецкие проливы, вычисляя, каким образом Турция сможет их перекрыть”, однако Турции не надо нарушать никакие конвенции Монтре и ООН для того, чтобы перекрыть эту важнейшую для РФ артерию, считает главный редактор “Морского бюллетеня”, известный эксперт по вопросам судоходства Михаил Войтенко.
В своей статье “Турция может задушить сирийскую операцию РФ без единого выстрела” он приводит несколько вариантов развития событий.
“Предположим, Турция ограничится перекрытием канала снабжения российской операции в Сирии. Если говорить о сравнительно мирном перекрытии, то оно не будет полным, но скорее всего, станет критическим, – считает эксперт. – Большинство судов, снабжающих защитников сакральности в Сирии, являются чисто торговыми, под удобными флагами или флагом РФ. Часть судов переведены, или переводятся, в состав вспомогательного флота ВМФ РФ. Эти последние переходят в другой статус, и остановить их, или помешать их проходу, это то же самое, что остановить военный корабль, это практически объявление войны”.
При этом, подчеркивает Войтенко, большинство пока еще находится в статусе обычных гражданских судов, “причем часть под т.н. “удобными” флагами, а это означает отсутствие государства, которое за них бы вступилось”.
“Даже если флаг РФ, это все равно не помешает Турции остановить такое обычное грузовое судно под тем или иным предлогом. Это происходит направо и налево по всему миру, чаще всего в связи с подозрением на перевозку контрабанды. Но можно и остановить под другим предлогом, совершенно между прочим, оправданным, когда речь идет о турецких проливах вообще, и особо, Босфоре”, – отметил он.
Войтенко пояснил, что проливы перегружены, и время от времени там происходят очень серьезные морские аварии, угрожающие безопасности граждан Турции и ее экологии, а также Стамбулу. Постоянно выдвигаются и рассматриваются проекты разгрузки проливов, особенно от танкеров, как особо опасных.
“А тут имеем следующее – по проливам беспрерывной чередой идут грузовые суда под “левыми” флагами сомнительных компаний, обеспечивающие военную операцию РФ в Сирии. Эта “линия” уже стала известной, как “Сирийский Экспресс”. Понятно, что на борту судов находятся отнюдь не рождественские игрушки, а в большинстве своем, опасные военные грузы. Спрашивается, будет ли Турция в своем праве, если она остановит такое судно для проверки его груза, найдет там боезапасы и предъявит претензию, что боезапасы перевозятся с нарушениями техники безопасности? Отвечается – будет. И конвенция Монтре тут побоку, – добавил Войтенко. – Некоторые эксперты говорят, что РФ переведет все суда, участвующие в Сирийском Экспрессе, под “удобные” флаги, и тем самым, сделает их “невидимыми”. Редкостная чушь. В том и дело, что вычислить такие суда совершенно нетрудно, и скорее всего, они в Турции все уже под контролем и учетом”.
По словам эксперта, речь идет об очень ограниченном числе судов, вряд ли более 20-ти.
“Устроить им веселую жизнь очень просто. Это не перекроет полностью всю логистику, но – большую ее часть, что прихлопнет сирийскую авантюру вернее, чем ракеты, бомбы, подводные лодки и авианосцы “наших партнеров”. В случае перехода конфликта в “горячую” фазу Турция может перекрыть проливы для судоходства, завязанного на проливы. То есть полностью перекрыть одну из двух главнейших внешнеторговых артерий России. Да, цена на нефть, наконец-то, резко возрастет, тем самым вроде бы главная цель сирийской сакральной операции будет достигнута. Но какой ценой? При перекрытии черноморской артерии экономику РФ не спасут и 300 долларов за баррель. Впрочем, полное закрытие проливов для российских грузов тоже имеет свои варианты, это тема отдельного разговора, – отметил Войтенко. – Если РФ считает, что отношение к российским судам предвзятое, пусть соберет факты и идет с этими фактами в суд или ООН. Факты придется собирать долго. За это время сирийская кампания РФ, без надлежащей логистики, просто прикроется, как стройка без снабжения”.Ранее СМИ писали о том, что власти Турции на фоне ухудшившихся отношений с Россией могут закрыть для военных судов проливы Босфор и Дарданеллы, которые соединяют Черное и Средиземное моря. Как уточнялось, Анкара может пойти на такой шаг, если почувствует себя под “угрозой военной опасности”. Однако на данный момент одностороннее перекрытие проливов маловероятно, поскольку нарушает международные соглашения, в частности, Конвенцию Монтре.Постоянный представитель США при НАТО Дуглас Льют, в свою очередь, отмечал, что пока не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство через проливы. “В течение десятилетий Турция очень серьезно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции в Монтре. Я полагаю, что ситуация не изменится”, – резюмировал он.
Источник: rosbalt.ru