Несмотря на свои либеральные взгляды и критичную позицию по отношению к российским реалиям, работы Эльдара Рязанова в Прибалтике вызвали оторопь в националистических кругах. Причина — его популярность.
В воскресенье стало известно, что на 89-м году жизни скончался великий советский режиссер Эльдар Рязанов. Его фильмы полюбили миллионы зрителей в Советском Союзе. Работы Рязанова стали классикой советского кино и до сих пор пользуются неизменной популярностью на всем постсоветском пространстве. В Прибалтике его творчество остается предметом спора из-за позиции националистов, выступающих против любого советского наследия, будь то фабрики и заводы или фильмы, идущие в эфире по праздникам.
Против Михалкова и Крыма
На первый взгляд, Рязанов отлично подходит под прибалтийскую матрицу восприятия российской политики. Хотя Эльдар Александрович не смог снискать славу идейного противника Кремля как Шевчук, Быков или Акунин, в интервью он часто относился иронично к современной российской власти и подчас жестко критиковал её политику. Сам поступок Ельцина по назначению Путина официальным преемником Рязанов считал ошибкой, которую он не в силах простить первому президенту Новой России.
Рязанов выступал и против проектов последовательных сторонников Путина среди коллег по цеху, таких как Никита Михалков. Несмотря на дружбу в молодости, два режиссера всерьез переругались в 2009–2010 годах после съезда Союза кинематографистов России, возглавляемого Михалковым, которого тогда обвинили в авторитарных замашках и заигрывании с властью.
Помешать переизбранию Никиты Сергеевича не получилось, поэтому Рязанов и более чем сто единомышленников вышли из СК РФ в знак протеста и сформировали собственный Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России (КиноСоюз).
Сильные различия в политических позициях получившихся кинообъединений ярко проявились в ходе украинского кризиса. Тогда в моду вошли коллективные письма деятелей культуры. Михалковский СК РФ всецело поддержал присоединение Крыма к России, КиноСоюз, включая Рязанова, — осудил. Позже Рязнов вместе с Улицкой и Ахеджаковой принял участие в Конгрессе интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма», вновь осудившем курс Кремля в отношении Украины.
Стоит также отметить, что Рязанов в свое время получил высшую грузинскую награду — орден Чести — из рук Михаила Саакашвили. Принимая звезду, режиссер сказал, что его фильмы служили сближению людей.
«Снимите такой фильм сами»
Вместе с тем наряду с любовью русскоязычной части населения и вопреки своим либеральным взглядам, в Прибалтике Рязанов стал одной из красных тряпок для быка среди националистов и прочих деятелей, озабоченных «преодолением тоталитарного прошлого». Рязанов дружил с известным литовским актером Донатасом Банионисом. Баниониса часто дублировали, чтобы спрятать акцент, но Рязанов разрешил ему в ленте «Берегись автомобиля» говорить своим голосом. После распада СССР Банионис, будучи актером советской эпохи, попал в опалу. Скончавшийся в прошлом году Банионис рассказывал, что его перестали узнавать, приглашать на роли и подвергли остракизму как наследие советского строя и человека, хорошо отзывающегося о Владимире Путине. Рязанов тоже стал мишенью за то, что его кино ассоциируется с Советским Союзом. В обществе, где скандал и истерика устраиваются из-за красных звезд или сосисок «Советских», это немудрено.
Во время демонтажа «оккупационных» скульптур с Зеленого моста мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс заявил, что советские люди — крепостные, заключенные, пьяницы и воры.
В этом контексте националистов жутко раздражает, что даже спустя 25 после развала СССР весомая часть населения продолжает как часы под Новый год смотреть рязановскую «Иронию судьбы», а не каких-нибудь «Стражей Риги».
Более того, вышедший в начале 2008 года сиквел под названием «Ирония судьбы. Продолжение», снятый при поддержке Рязанова (сам режиссер «засветился» в эпизоде картины) вызвал в странах Балтии небывалый ажиотаж. На фильм выстраивались очереди. В первые недели проката в Литве лента собрала миллион литов, став первым российским фильмом, которому это удалось. В Латвии за это же время на вторую «Иронию» сходили рекордные 60 тысяч зрителей. «Ирония судьбы» производит настолько мощной эффект, что пока жители Латвии не перестанут ею восторгаться, Латвия не станет по-настоящему западным государством, написал в «Твиттере» в начале 2013 года бывший дипломат Нормунд Васариньш. И посоветовал быстрее переходить на американские фильмы, ведь они «не инфицированы советским мышлением и ностальгией».
Это вдвойне иронично, ибо «Иронию судьбы» и другие работы Рязанова едва ли можно уличить в воспевании советского строя. Во многих из них угадывается умелая бытовая сатира на общество. Надя в «Иронии» не стесняется посетовать на низкую зарплату врачей и учителей в «золотые» брежневские годы, считающиеся образцом советского благополучия. А монолог Жени Лукашина против Ипполита, «человека системы» и примерного homo soveticus, может вообще сойти за диссидентство. Но оправдывать собственные беды тяжелым советским прошлом и вести бессмысленную и беспощадную борьбу с культурным наследием гораздо проще. Как мудро отвечал сам Рязанов: «Я вижу в связи с этим только один выход. Пусть какой-нибудь латвийский режиссер сделает свою милую новогоднюю картину, которую будут показывать тоже лет тридцать-сорок подряд. Ведь любой режиссер, я думаю, будет счастлив, если у его картины сложится такая судьба».
Александр Шамшиев
Источник: rubaltic.ru