Как сообщило китайское информационное агентство “Синьхуа”, 29 ноября 2015 года китайская государственная компания СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China) поставила китайской авиакомпании Сhengdu Airlines из Чэнду (данная авиакомпания контролируется все той же СОМАС) первый региональный пассажирский самолет ARJ21-700. Поставленной машиной стал второй серийный и шестой построенный в целом самолет ARJ21 (серийный номер АС106, регистрационный номер В-3321). Тем самым ознаменовано начало реальных поставок самолета ARJ21, ставшего тем самым первым китайским серийным реактивным пассажирским самолетом.
Авиакомпания Сhengdu Airlines с начала 2010 года контролируется СОМАС совместно с Chengdu Communications Investment Group, так что неудивительно, что именно Сhengdu Airlines стала первым получателем строящегося СОМАС самолета ARJ21 – авиакомпания подписала соглашение о приобретении 30 ARJ21 немедленно после перехода под контроль СОМАС (причем по условиям соглашения их поставка ожидалась с конца 2010 года). Фактически “карманная” для СОМАС авиакомпания из Чэнду будет играть роль площадки для отработки эксплуатации и доводки ARJ21. Сейчас Сhengdu Airlines располагает также флотом из 20 самолетов Airbus – трех А319 и 17 А320. Ожидается, что первый коммерческий рейс на ARJ21 будет совершен авиакомпанией в конце февраля или начале марта 2016 года.
Самолет ARJ21 разрабатывался компанией СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China), специально выделенной из состава китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC для осуществления проектов в области гражданской авиации (ARJ21 и С919). Программа самолета ARJ21 была начата в 2001 году, и изначально планировалось начало его эксплуатации в 2007 году. Тогда ARJ21 рассматривался как один из потенциально наиболее серьезных конкурентов на мировом рынке региональных самолетов. Однако китайская индустрия столкнулась с серьезными трудностями при разработке и доводке ARJ21. Лишь в ноябре 2008 года в воздух был поднят первый из четырех прототипов ARJ21, а программа испытаний и доработок значительно затянулась, как и процесс сертификации со стороны Управления гражданской авиации КНР (Civil Aviation Administration of China – CAAС), начатый только в 2012 году. Сертификат типа был выдан СААС самолету ARJ21-700 только 30 декабря 2014 года, а первый самолет был поставлен в авиакомпанию, как можно видеть, еще почти через год.
Однако для полноценной эксплуатации ARJ21 за рубежом китайская сторона ставит целью полученния американского сетификата со стороны Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration – FAA), и этот процесс, как ожидается, будет еще более затруднительным и длительным.
В результате многие инсайдеры аэрокосмической индустрии уже списали ARJ21 в качестве угрозы ведущим мировым производителям самолетов. “В отсутствие современного оборудования и систем, созданных за пределами Китая, которые СОМАС не удалось раздобыть, он превратился в перетяжеленный и полностью устаревший продукт, который не имеет никаких перспектив за пределами сегмента небольших китайских региональных авиалиний”, – еще в июне 2012 года заявил знаменитый авиационный “гуру” Абулафиа из Teal Group.
На авиасалоне в Чжухае в ноябре 2014 года COMAC объявляла о наличии твердых заказов на 278 ARJ21 (все на версию ARJ21-700), а в марте 2015 года о заключении контракта еще на 30 самолетов заявила китайская лизинговая компания ICBC Leasing (на десять из которых в сентябре “подписалась” небольшая таиландская авиакомпания City Airways).
К концу 2014 года было построено всего четыре опытных (серийные номера с АС101 по АС104) и две первые серийные (АС105 – первый полет 18 июня 2014 года, и АС106 – первый полет 27 октября 2014 года – обе после испытаний предназначались для поставки в Chengdu Airlines) машины ARJ21. В середине 2014 года СОМАС сообщала, что в 2014 году планирует построить первые два самолета ARJ21 (что было выполнено), пять – в 2015 году, восемь – в 2016 году, 15 – в 2017 году и 20 – в 2018 году. Однако неясно, сколько самолетов ARJ21 было фактически построено СОМАС в 2015 году – по-видимому, ни одного.
Заказы суммарно на 21 самолет ARJ21 были “распиханы” еще в начале 2000-х годов по трем крупным китайским авакомпаниям (Shanghai Airlines, Shandong Airlines и Xiamen Airlines) и наличие сейчас интереса у данных авиакомпаний к ARJ21 выглядит сомнительным. Крупнейшими же заказчиками ARJ21 официально значатся незначительные авиакомпании Henan Airliners (заказала якобы 100 самолетов) и Joy Air (контролируется AVIC, 50 самолетов) – при том, что первая эксплуатирует сейчас всего четыре Embraer 190 на чартерных маршрутах, а вторая – восемь МА60 (при этом в заказах у нее номинально числятся еще 50 МА60 и 20 С919). Еще 50 ARJ21 с 2003 года числятся в “заказе” непонятного статуса у двух китайских лизинговых компаний. 40 самолетов ARJ21 были заказаны в 2012 году небольшой индонезийской авиакомпанией Merpati Nusantara Airlines, прекратившей операции в начале 2014 года (на момент закрытия компания имела флот в 25 самолетов, из которого 14 были МА60, и еще два самолета МА60 этой компании разбились в 2011-2013 годах). Таким образом, большинство якобы твердых заказов на ARJ21 в настоящее время выглядят сомнительными.
Источник: vpk.name