На днях глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков презентовал общественности новейшую разработку отечественного машиностроения — танк «Азовец», который планируется использовать при ведении боя в городских массивах.
На презентации данного «чуда техники» также присутствовал глава нацбатальона «Азов» Андрей Билецкий. Презентацию провели в Киеве.
Горький опыт Украины с закупкой бронированного транспорта за рубежом вынудил киевские власти вплотную заняться восстановлением производственной базы харьковских предприятий. Ведь большая часть вооружения для ВСУ поставляется именно из Первой столицы: танки, бронетранспортеры и артиллерийские орудия. Выброшенные миллионы долларов на закупку устаревших полицейских БТРов «Саксон» показали, что тому, что предлагают забугорные «доброжелатели» для украинской армии, место только на свалке утильсырья. Из сотни английских металлических автомобилей уже больше половины стоят на вечном приколе. Практически все потери — небоевые. Техника старая, ломается на украинских дорогах, а о запчастях при покупке чиновники в погонах не подумали.
Тем более, что свалки на Харьковщине есть свои, причем огромные. Одну из них на танковом заводе им. Малышева и решили вернуть к жизни, точнее то, что там хранится вот уже более 30 лет. Решили давно, еще полтора года назад, когда в социальных сетях работниками завода были выложены фотографии с кладбища советских танков, прибывших в Харьков в начале 90-х на ремонт, но так и оставшихся не удел. Правда, решают до сих пор.
По идеи министра внутренних дел Арсена Авакова, сотни танков Т-80 должны быть реанимированы и отправлены в войска. Проблема в том, что тяжелое вооружение, ржавеющее на заводе, не могло быть восстановлено, так как в Харькове в наличии имеются только сами корпуса танков, а вот двигателей на них нет. Раньше, во времена существования военнопромышленного комплекса СССР, моторы для Т-80 изготавливались на заводах, которые сейчас находятся на территории Российской Федерации. У Украины такой производственной базы нет, и не было.
Но министр предложил оригинальный выход: поставить на старые танки двигатели от вертолетов, что, по его мнению, позволит не только вернуть их к жизни, но и превратить бронемашины в самые быстрые среди им подобным.
«Это не просто смешно, но и вызывает массу вопросов. Первый и главный из них, кто на этом заработает себе капитал. На первый взгляд неспециалиста, все логично: есть корпус без двигателя у завода Малышева, есть двигатели у завода ФЭД, нашего главного производителя аппаратуры для вертолетостроения, значит, можно собрать из этого работающую конструкцию. Собрать, конечно, можно, вот только зачем? Ведь известно, что нельзя в одну телегу впрячь коня и трепетную лань», — говорит доцент кафедры ДВС факультета Транспортного машиностроения Харьковского политехнического института Сергей.
Харьковские конструкторы еще в 60-х годах прошлого века экспериментировали в этом направлении, рассказывает ученый. Был такой «проект 434Т», в котором хотели совместить вертолет и танк, и все потому, что в то время американцы создавали свой танк «Абрамс» и начинали его строить именно по такой схеме. Газотурбинный двигатель развивает большую мощность и в принципе в состоянии стать «сердцем» для бронемашины весом в 42 тонны. Но тогда, в прошлом веке, «потенциальный противник» отказался от подобного направления, как и советские конструкторы. Причин было несколько.
Во-первых, у такого танка огромный расход топлива, хотя в те времена недостатка в нем у советской армии не было, в отличие от современной украинской, но и это — не самое главное. Крест на проекте поставил слишком капризный и требующий особого профессионального ремонта двигатель от вертолета, тем более, что в танке их планировалось ставить целых два.
Во-вторых, уровень технической культуры ремонтных бригад танковых войск и тогда не соответствовал необходимым требованиям, да и сейчас не может быть на должном уровне. Танки, в отличие от самолетов, должны ремонтироваться с минимальным количеством инструментов, в идеале — при помощи кувалды и лома.
Поэтому, раз Аваков и компания вернулись к давно закрытому и признанному неудачным проекту, причины просты, уверен эксперт, — «замыливание глаз» гражданам и «распил» бюджетных средств при массовом производстве. Танк с вертолетным двигателем сможет выехать из цеха, даже на параде проехаться сможет быстро и красиво, а вот что с ним будет в войсках, уже никого не волнует.
Новый рекламный проект «Азовец» министра МВД Арсена Авакова.
Похожая ситуация и с другими подобными проектами модернизации вооружения в украинской армии. Новый рекламный проект европейского министра – «Азовец». То ли БТР, то ли трактор с навешанными бронелистами. В истории Великой Отечественной войны подобные танки-тракторы имели даже имя собственное «На испуг», даже памятник есть такому бронированному «Кировцу» . Одесситы создавали его от безысходности, когда фашистские войска рвались к городу, а заводы Одессы не были рассчитаны на производство танков. Но в современной Украине производство подобной техники превозносится как суперсовременное. Стоимость подобной бронепередвижки, кстати, с алюминиевой броней, приближается к двум миллионам гривен. Даже не специалисту ясно, что как минимум миллион уйдет в карманы киевских генералов и чиновников. Эксперты вообще называют себестоимость такого изделия на уровне 300-500 тысяч гривен.
Противотанковая система «Стугна»
Дальше — больше. Противотанковая система «Стугна». Как это делается: берется старый советский автоматический противотанковый гранатомет, ставится на мотоколяску, и то, что получилось – называется мобильным комплексом уничтожения танков! Естественно, с указанием цены для закупки Вооруженными силами Украины. И не важно, что гранатомет и так находится на балансе ВСУ, а мотоколяска собрана из подручных средств, все это продается украинской армии за очень приличные деньги.
Схожая ситуация и с артиллерией. Вся она тоже не украинская, а советская. Наиболее популярны на фронте «Грады» и артиллерийские орудия 76-85 миллиметров. Если «Грады» считаются установками крупного калибра и, согласно Минским соглашениям, подлежат отводу от линии противостояния, то вот орудия со стволами меньшего диаметра сейчас наиболее востребованы, и именно они сейчас несут смерть мирным людям Донецка и Луганска. А их расконсервацией занимаются также в Харькове. Со складов на харьковские заводы поступают в основном 85-миллиметровые орудия «Д-44» и «Д-48»; говорят, что скоро появятся и легендарные творения Грабина 76-миллиметровые «ЗИС-3», которые с послевоенных времен использовались исключительно для военных салютов.
И все это чистят, восстанавливают и готовят к отправке на фронт харьковские рабочие. Им даже дали «бронь» от мобилизации. Так что работают не за страх, а на совесть. По техническим листам, на приведение одного орудия в рабочее состояние необходимо от двух до пятнадцати рабочих смен бригады ремонтников. Все зависит от времени выпуска орудия и его износа. Так что при такой вариативности сроков рабочие стандартно занимаются «приписками» и даже вполне рабочую пушку ремонтируют неторопливо. Некоторые заводчане считают это своим вкладом в прекращение войны. По их мнению, чем дольше они будут работать, тем позже артиллерийское орудие попадет на фронт. Ну и зарплата больше выходит.
Опорный пункт в Харьковской области
Еще один способ заработать на войне — создать опорные пункты. Харьковщина и ее руководство недавно отчиталось о возведении на своей территории, примыкающей к линии фронта, 31 военного объекта. На фото видно, что научная и фортификационная мысль не стоит на месте, если раньше, лет сто назад подобные сооружения строились только из дерева, то теперь у них есть даже металлическая дверь в блиндаж. А в дзотах вместо одной амбразуры теперь целых три, аккуратно пропиленных в бревнах отверстия.
Как рассказывают сами строители, такие сооружения выдерживают прямое попадание 122-миллиметровой ракеты «Града», ведь над головой у бойцов бревна диаметром в 40-50 миллиметров. Правда, приехавшие представители ВСУ, как-то без энтузиазма осматривали сооружение, и все время порывались назвать данную конструкцию «утепленным полевым туалетом», признавая необходимость подобных сооружений на фронте.
Как рассказал один из мобилизованных офицеров, находящийся на войне с февраля прошлого года, ему даже во времена гражданской жизни, работая на складе, не приходилось видеть такого воровства, как это происходит сейчас в украинском военном ведомстве. В войска поступает настолько много некачественного и ненужного вооружения, которое в основном существует «для картинки», что у многих создается впечатление игрушечности данной войны. Все бы хорошо, никому это война не нужна, но вот только гибнут в ней на самом деле чаще всего те, кто вообще ни в чем не виноват. И таких погибших, только по официальным данным ОБСЕ, уже несколько десятков тысяч человек.
В то же время генералы ВСУ регулярно отчитываются о том, что обороноспособность Украины растет, армия у Украины — самая сильная в мире, и что уже до конца этого года все вооруженные силы будут укомплектованы техникой в полном объеме.
О мире в Киеве как не думали, так и не думают. Не выгоден мир армейским бизнесменам, на войне миллионы идут в карман, а если перестанут греметь пушки, то у людей может возникнуть желание спросить у всех этих генералов и чиновников в погонах, а ради чего гибли люди и кто отдавал приказы на открытие огня по тем территориям, где жили и живут мирные люди?
Источник: nahnews.org