Россия поставила задачу обеспечить «максимальную чувствительность» санкций для турецкой экономики. Аналитики Capital Economics доказывают, что это невозможно: потери Турции составят не более 0,5% ВВП.
Санкции против Турции должны быть максимально чувствительными для экономики этой страны и при этом минимально затронуть российские экономические интересы – такую задачу сегодня поставил глава правительства Дмитрий Медведев. Западные эксперты считают, что этой цели Россия не добьется: потери турецкой экономики на самом деле будут весьма незначительными и могут быть скомпенсированы финансовой помощью ЕС в обмен на участие Турции в решении проблемы мигрантов.
Потери Турции от вводимых Россией санкций составят в будущем году максимум 4–4,5 млрд долларов, или 0,5% ВВП, подсчитали экономисты лондонской исследовательской компании Capital Economics. Сильнее всего ожидаемо пострадает туристский сектор – но лишь при условии, что санкции сохранятся до лета. При этом влияние российских ограничительных мер на ВВП Турции вполне может быть скомпенсировано помощью в размере 3 млрд евро, которую Анкара получит от Евросоюза на сдерживание потока сирийских беженцев в Европу, пишет РБК.
Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности и о специальных экономических мерах в отношении Турции президент России Владимир Путин подписал в субботу, 28 ноября. Указом запрещаются чартерные воздушные перевозки между странами и наем работников – граждан Турции с 1 января 2016 года. Правительству было поручено разработать список турецких товаров, ввоз которых в Россию будет органичен или запрещен. Уже известно, что под запрет подпадут турецкие фрукты и овощи, но о более жестких мерах речи пока не идет.
Накануне Турция и Евросоюз на саммите в Брюсселе договорились «придать новый импульс» переговорам о присоединении Турции к ЕС, которые начались более десяти лет назад. Ключевой элемент договоренностей – 3 млрд евро, которые получит Турция от ЕС в обмен на помощь в урегулировании миграционного кризиса. Эти деньги должны пойти на улучшение условий проживания 2,2 млн сирийцев в Турции, с тем чтобы у них было меньше желания нелегально перебираться в Европу через греческие острова.
Что уже решили в правительстве
Первый вице-премьер Игорь Шувалов на сегодняшнем совещании заявил, что продажа туров в Турцию прекращается немедленно, а все чартерные рейсы отменяются, как только будет завершен процесс вывоза россиян. Регулярное сообщение остается, но будет находиться под особым контролем – это, по словам Шувалова, вызвано «необходимостью мер безопасности».
Меры по ограничению импорта из Турции пока затронут только сельскохозяйственную продукцию. «По промышленной продукции предложение такое – пока ограничительные меры в настоящий момент не включать. При необходимости правительство всегда может этот перечень расширить», – сказал Шувалов. «Если говорить о сельхозпродукции, то речь идет о двух основных группах: первая – это овощи, включая и томаты, и другие виды овощей; вторая – это фрукты», – отметил вице-премьер Аркадий Дворкович, указав, что окончательный перечень еще готовится. Кроме этих групп будет и «ряд точечных позиций», отметил он, но в основном санкции коснутся именно овощей и фруктов.
Турецким строительным компаниям с 1 января 2016 года придется получать у российского правительства специальные разрешения на заключение новых контрактов на территории России. Дмитрий Медведев также поручил правительству обсудить со странами – партнерами по ЕАЭС вопрос ограничения автоперевозок из Турции в Россию. Наконец, судьба крупнейших проектов России в Турции – строительство АЭС «Аккую» и газопровода «Турецкий поток» – пока не ясна.
Умеренные санкции
Эксперты Capital Economics подчеркивают, что сельскохозяйственное эмбарго – наиболее логичный вариант санкций: «Запрет на другие крупные позиции турецкого экспорта – в основном промежуточные промышленные товары – ударил бы по российскому промышленному сектору».
В прошлом году сельскохозяйственный экспорт Турции в Россию составил 1,2 млрд долларов – всего 0,15% турецкого ВВП. «Другими словами, хотя отдельные сельскохозяйственные предприятия могут пострадать, влияние эмбарго на турецкий экспорт, а тем более рост ВВП, вряд ли будет ощутимым», – отметили аналитики Capital Economics.
Для России запрет на импорт турецких продуктов питания создаст определенные сложности: заменить эти позиции товарами из других стран будет дороже – особенно в свете уже имеющихся импортных санкций в отношении ЕС, США, Австралии, Канады и других стран. Тем не менее, существенного влияния новых запретов на российскую инфляцию аналитики компании не ждут.
«В сегменте овощей Турция является серьезным игроком лишь по одной товарной номенклатуре – томатам (за девять месяцев 2015 года импорт России из Турции составил 281,3 млн долларов). В сегменте фруктов Турция – крупный поставщик цитрусовых (134,9 млн долларов за девять месяцев 2015 года), а также винограда (69,2 млн долларов)», – в свою очередь, отмечает в экономическом обзоре Промсвязьбанк. По оценкам аналитиков банка, доля «санкционных турецких товаров» в индексе потребительских цен составляет 1,5%, «что потенциально может добавить к годовой инфляции не более 0,2 п.п.».
Сильнее всего санкции скажутся на туристической отрасли Турции. Как писал в своем обзоре банк Morgan Stanley, даже 50-процентное сокращение туристического потока из России замедлит турецкий ВВП на 0,3 п.п. Турция – второе по популярности направление для российских туристов, а для турецкого рынка россияне составляли 12% туристического потока. По оценке Capital Economics, если поток туристов из России в Турцию в 2016 году исчезнет полностью, турецкий сектор может потерять до 3 млрд долларов (около 0,4% ВВП). Если же санкции будут сняты до начала высокого сезона, ущерб будет ограниченным.
Источник: ej.by