Энергетические гонки Украины и России

Энергетические гонки Украины и России

Уже в прошлую пятницу украинское руководство на официальном уровне говорило о том, что оно готово включить ЛЭП в обмен на поставки угля. Тем самым оно само же и разрушило миф о неизвестных подрывниках и неизвестных блокировщиках украинских ЛЭП. Раз вы готовы на обмен, значит, вы и были одними из организаторов попытки организации гуманитарной катастрофы в Крыму. И когда вы поняли, что ничего не выйдет и что официально Европа вас не поддержала, начали искать выход.

Было смешно видеть в одном и том же новостном выпуске украинских СМИ подряд два ролика. Первый – о «неизвестных», которые блокируют ЛЭП, и следом за ним – о том, что блокирующие ЛЭП крымские татары Лемура Ислямова под патронатом депутата Украины всех созывов Мустафы Джемилева требуют освободить в Крыму «политических» заключенных.

Смешно, если бы не так грустно. Ради политических амбиций нескольких преступников и желания некоторых стран уколоть Россию, страдать должны миллионы людей. И, как теперь выясняется, не только в Крыму, а и на Украине. Крым, конечно, выживет и к лету 2016 года полностью перестанет зависеть от Украины. А вот что будет делать Украина? Давайте об этом и поговорим.

К войне готовятся заранее

Украина начала готовиться к нынешнему противостоянию давно. Еще год назад в бюджет Украины было заложено финансирование проектов, которые сделали нынешнюю ситуацию возможной и, на первый взгляд, не особенно тягостной для Киева. Главной энергетической болевой точкой Украины после досрочного вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС было обеспечение энергией Центрального и Северо-Восточного регионов страны.

Даже с учетом того, что в последние два года наметился резкий спад энергопотребления, Киев в этом процессе находится на последнем месте.

Развал промышленности, исход населения и многое другое дали экономию потребления, но не дали полной энергонезависимости. Более того, в связи с перебоями поставок угля (а украинские ТЭС в подавляющем большинстве переведены на этот вид топлива) пришлось сильно ограничить выработку электроэнергии главными станциями региона: Змиевской и Трипольской ТЭС. А тем временем на Западной Украине оставались «запертыми» около 1 ГВт мощности Ровенской и Хмельницкой АЭС.

Дело в том, что еще во времена СССР потребление электроэнергии в западной части Украины было гораздо выше нежели сейчас. Кроме того, Хмельницкая АЭС должна была, в том числе, обеспечивать электроэнергией и потребности части энергосистем стран СЭВ, которые затем вошли в объединенную Европу. С достройкой в 2004 году второго энергоблока Хмельницкой станции образовался профицит электроэнергии.

Вернее, как такового профицита почти не было. Дело в том, что энергоблоки АЭС требуют ежегодного ремонта, который составляет от 40 до 100 суток. В среднем все время один из блоков этих двух станций должен был проходит «перезарядку» и «техобслуживание». Лишняя энергия получалась только тогда, когда «профилактику» проходили 1 и 2 блоки РАЭС имеющие реакторы 440 МВт. Тогда одна из станций должна была частично быть недозагруженной.

Уже сразу после пуска 2 блока ХАЭС стали рассматривать техническую возможность переброски части электроэнергии с запада Украины в центр. Это стало совершенно необходимо в свете будущей достройки 3 и 4 блоков ХАЭС, что сразу ставило вопросы использования ее энергии в балансе Украины. Была выбрана схема: один из достраиваемых блоков будет работать на Украину, а второй – на экспорт. Именно поэтому были произведены планирование и техническое обоснование постройки нескольких линий электропередач и распределительных станций для переброски 1 ГВт мощности в сторону Киева.

При правительстве Януковича данные работы уже заканчивались. На конец 2013 года готовность ЛЭП была около 90%, но грянул Майдан…

Новые ЛЭП как оружие против России

На год о проекте забыли. «Евроинтеграиторов» не волновали проблематики отрасли весь 2014 год. Зачесали затылок только тогда, когда «петух клюнул». В декабре 2014 года веерные отключения в западной части страны были странным зрелищем. На фоне переизбытка электроэнергии в регионе запад страны просыпался и ложился спать без света. Все это делалось только потому, что политически было опасно не отключать запад страны, когда вся остальная территория республики погружается в темень…

Но урок пошел в прок и поэтому в бюджет на 2015 год были включены средства на достройку всех объектов, необходимых для окончания проекта.

12 ноября 2015 года была окончена первая часть ЛЭП, которая позволила перебросить излишки РАЭС объемом 500 МВт. К концу года планируется запуск еще одной линии пропускной способностью 500 МВт со стороны ХАЭС в Киев.

Сейчас после позавчерашнего пуска 2 блока ХАЭС на западе опять «заперты» 500 МВт.

Естественно, что реализация данного проекта давала Киеву некоторую свободу действия в энергетической сфере, чем Киев и не преминул воспользоваться. Коварный план наказать Москву и пользуясь моментом, пока энергомост Кавказ-Крым не достроен, выторговать у нее преференции, был запущен.

22 ноября 2015 года началась энергоблокада Крыма.

Ускоренная «перезарядка» АЭС

Блокада готовилась давно. Уже летом ускоренная «профилактика» и «перезарядка» блоков украинских АЭС наводила на мысли, что Киев готовится разыграть свою атомную энергетическую карту. Было очевидным, что с пуском даже первой очереди новых ЛЭП у Киева появится возможность применить против Крыма оружие энергетической блокады.

Помните ускоренную закупку угля на ТЭС Украины и дружные окрики из Киева делать на станциях большой запас? Это тоже части плана будущей энергетической атаки на Крым.

К началу «боевых действий» Украина подошла почти в полном атомном всеоружии. На сегодня только один блок находится на профилактике. Все остальные ядерные бойцы в строю. Именно они держат на себе основную тяжесть сократившегося энергопотребления и готовятся к Новому году дать еще добавочные 500 МВт в ОЭС Украины со стороны ХАЭС.

Планы на 2016 год

Украина говорит о том, что она хочет вернуть Крым и планирует дальше поставлять туда электроэнергию. Все это очень плохо соотносится с реальными шагами в энергетической отрасли. Дело в том, что на Украине есть еще один «заточенец»: 1 ГВт мощности ЗапАЭС. Эта самая большая в Европе атомная станция может вырабатывать одновременно 6 ГВт электроэнергии. Но, согласно проекту, линий электропередач к ней подходит только на 5 ГВт.

Как мы помним, 1 блок АЭС постоянно в ремонте.

Но с отключением Крыма на юге Украины появился добавочный избыток электроэнергии, который дестабилизирует работу ОЭС Украины и заставляет добавочно гасить блоки. Все это может решить только переброска лишней мощности в энергодефицитный центр страны. Именно это и запланировал Киев на 2016 год. К его концу должна быть построена новая ЛЭП пропускной способностью 700 МВт, которая закроет и эту проблему Киева.

Но одновременно она закроет и проект «Крым украинский». Дело в том, что все инвестиции, которые будут вложены в данный проект, имеют смысл только в том случае, если Крым больше не будет покупать электроэнергию у Украины, или последняя не намерена ее туда поставлять. И скорее всего так и будет…

Контрпланы РФ

Было бы наивно предполагать, что все это прошло без внимания со стороны России. Москва внимательно следила за действиями Киева и понимала их значения. Но Кремль понимал также, что он не успевает, и для Киева остается небольшое окно, которым он может использовать.

Первоначально планировалось достроить первую часть энергомоста в Крым в последних числах декабря 2015 года. Лишние 300 МВт (в пике 400 МВт) вдвое увеличивали бы возможности полуострова в собственной генерации и фактически исключали бы возможность возникновения блэкаута, который произошел в ночь на 22 ноября.

Российское руководство часто упрекают, что можно было все сделать раньше.

Энергомост построить и тем самым решить проблему обеспечения Крыма.

Это могут говорить только люди, абсолютно не понимающие, как в реальности делаются проекты в энергетике.

Полтора года (а раньше присоединения Крыма такие проекты естественно не готовились) на реализацию такого грандиозного проекта – это миг. За это время надо было сделать проект, согласовать все его части, и реализовать.

А плясать надо в этом случае от генератора. Именно от него. Можно кинуть кабель, можно кинуть сети, можно сделать подстанцию, но электроэнергии не будет, пока не будет места, откуда можно брать ток.

Юг России всегда был энергодефицитным. Не то чтобы там все было плохо. Свет был, но новые производства в регионе не строились по причине отсутствия генерирующих возможностей в регионе.

Ростовская АЭС

Эта станция строилась ударными темпами. Именно она должна была стать энергетическим сердцем Южного федерального округа, который начал бурно развиваться после преодоления кризиса 1990-х. Первые два блока станции были заложены еще при СССР. Первый при этом имел довольно высокую степень готовности (95%) и был введен в строй в 2001 году. Сразу же после его пуска начались работы и на втором блоке, который при Союзе был построен только на 20%. До 2005 года работы шли слабо, но потом резко ускорились и в 2010 году второй реактор Ростовской АЭС дал ток.

Третий блок был заложен в 2009 году, а 4-ый – в 2010-ом. По плану они должны были вступить в строй в 2014 и 2015 гг. соответственно. Но 7 сентября 2012 года произошло возгорание на строительной площадке 3-го блока, которое сразу же сместило все сроки.

Следующим сроком физического пуска 3-го блока стало начало 2015 года с передачей его в эксплуатацию в ноябре 2015 года. Собственно, именно к этому моменту и подгоняли сроки сдачи энергомоста.

Правда, строителям удалось закончить 3 энергоблок станции на 2 месяца раньше срока. Он был сдан в эксплуатацию уже в сентябре 2015 года, что, возможно, и позволило сдвинуть в сторону ускорения и другие монтажные работы по пуску энергомоста.

По последней информации, есть вероятность пуска первой его очереди уже 7 декабря, что сразу резко изменит баланс сил в энергетической войне Киева и Москвы.

Как мы видим, время энергетической гонки шло на месяцы и недели. Руководство России, понимая суть проблемы, делало все, чтобы приблизить день энергонезависимости Крыма и успеть до того дня, когда Киев получил возможность принять роковое решение. Киев тоже спешил и успел на пару недель раньше.

Полностью обеспечить все потребности Крыма и юга России может только ввод в строй второй очереди энергомоста, которую тоже сдвинули с конца 2016 года на конец мая того же года, чтобы Киеву не удалось сорвать полуострову курортный сезон.

Таким образом, Киев начал энергетическую войну и не выиграл. Не выиграл благодаря тому, что не успел. Или наоборот, Россия почти успела решить свои проблемы по защите, пока Киев не перешел в атаку.

А теперь очередь за Россией наносить ответный удар…

(продолжение следует)

Источник: cont.ws

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий