Есть события, которые заново структурируют пространство. Выстраивают новую иерархию в ситуации, которая до этого казалась очевидной и ясной. Усложняют ее и выводят на новый уровень противоречий.
Именно таким событием стал сбитый в Сирии российский Су-24М. Качнувшееся накануне в сторону России, мировое общественное мнение было «отредактировано» всего одним выстрелом турецкого F-16. В принципе считаю дурным тоном цитировать самого себя, но вынужден воспроизвести начало прошлой заметки по итогам терактов в Париже.
«И вот уже Барак Обама встречается с Владимиром Путиным в рамках саммита G-20, а позже во всеуслышание говорит о конструктивности российской позиции по Сирии. Франсуа Олланд объявляет о фактическом вступлении Франции в войну с Исламским государством на стороне России. А многочисленные СМИ моментально «отстреливают» в публичном пространстве тему нового цивилизационного союза против исламской чумы, который отодвинул на второй план все другие противоречия, в частности Украину».
Падение российского самолета в прямом эфире, два парашюта в небе, заявление Турции о якобы «сбитом НЛО», демонстративный отказ от общения с Минобороны России, обращение с просьбой о проведении экстренного заседания совета НАТО… И «нового цивилизационного союза против исламской чумы» во главе с Россией как не бывало. А что есть? А есть Россия, которая в одиночку поддерживает Асада, и есть НАТО, которое борется за право сирийского народа на лучшую жизнь.
Новая диспозиция тут же нашла подтверждение во время встречи Франсуа Олланда с Бараком Обамой. По итогам встречи было заявлено, что главным условием урегулирования ситуации в Сирии является уход Асада, и никакой новой коалиции с Россией против Исламского государства создаваться не будет. Как отметил Обама, коалиция из 65 стран создана уже давно (Турция ее участник – Л.К.), а сотрудничество с Россией возможно только в том случае, если она сменит нацеленность своих ударов строго на позиции ИГ. «Удары по умеренной оппозиции лишь укрепляют режим Асада, чья жестокость способствовала подъему ИГИЛ».
Сбитый Су-24М моментально сместил акценты мировой политики и поставил под вопрос множество российско-турецких договоренностей, главной из которых эксперты называют новый газопровод по дну Черного моря. Остается только добавить, что этот газопровод касается не только российско-турецких договоренностей. Его проект появился после того, как ЕС заблокировал строительство «Южного потока», который задумывался в качестве альтернативы украинскому транзиту российского газа в страны южной Европы.
Второй альтернативой украинскому транзиту должна стать новая ветка «Северного потока» по дну Балтийского моря. Но и этот проект может быть легко заблокирован очередным обострением военных действий в Донбассе и новыми санкциями против России. Вероятность подобного сценария определяется тем фактом, что американские компании вложились в украинскую газотранспортную систему, а без российского газа она ничего не стоит.
О случайности совпадений (Су-24М был сбит накануне встречи Олланда с Обамой и на следующий день после Форума стран-экспортеров газа в Иране, на котором присутствовал Путин) говорить излишне. Слово «провокация» уже прозвучало в эфире.
По технологии исполнения сбитый Турцией российский самолет сравнить можно, наверное, только с известным разворотом Евгения Примакова над Атлантикой 24 марта 1999 году, когда НАТО начал бомбардировки Югославии без санкции СБ ООН.
Бомбежки начались, несмотря на то, что 23 марта под давлением России югославская делегация в рамках Контактной группы (НАТО-Россия) согласилась с политической автономией Косово. В момент начала операции «Милосердный ангел» (по кодификации США) Примаков находился в воздухе, направляясь в Америку. Если бы он приземлился и пожал руку Клинтона, то тем самым одобрил уничтожение Югославии.
Многие аналитики считают этот маневр Евгения Максимовича окончанием эры однополярного мира. Североатлантический Альянс вопреки собственному уставу впервые выступил не как оборонительный блок, а как агрессор. Впервые открыто был нарушен устав ООН и международное право, что полностью изменило мир.
Политическая технология, заложенная в основу подобных действий, называется созданием стратегической развилки, после прохождения которой возврат к прежнему миру на прежних условиях уже невозможен. Какими последствиями в итоге может обернуться сбитый турецким истребителем американского производства российский Су-24М, предсказать сложно.
Бесспорным является только то, что картинка, которая еще недавно казалась всем понятной, перестала существовать. Скептикам хочу напомнить, что карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, спровоцирован был не Советским Союзом и начинался он не на Кубе. Начиналось тогда все тоже в Турции, которая разместила у себя американские ракеты среднего радиуса действия.
Отметив на географической карте возникшие в последнее время «горячие точки», можно наглядно увидеть, что проблемы множатся не вокруг России, а вокруг Европы. Такое впечатление, что кто-то хочет загнать энергобезопасность ЕС в узкое горлышко украинского транзита. Если, конечно, не считать морские поставки, гарантию которых обеспечивает 6-й флот ВМС США.
А там и до подписания Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства рукой подать…
Источник: topwar.ru