Импорт контрафактной продукции в Россию за первые девять месяцев 2015 года вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные обнародовал замначальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Олег Ашурков. Эксперты считают, что для борьбы с возросшими объемами фальсификата на прилавках нужны не только экономические меры. Необходимо внедрять в потребительскую психологию понимание того, что контрафакт – это преступление.
За период с января по сентябрь 2015 года российские таможенники выявили 14,2 млн. единиц контрафактной продукции на общую сумму в 3,5 млрд. рублей, или порядка 52 млн. долларов.
В итоге ФТС возбудила 721 уголовное дело, 699 из которых пришлись на незаконное использование чужого товарного знака, а оставшиеся 22 дела – на нарушение авторских и смежных прав. Напомним, что по состоянию на 26 ноября 2015 года в таможенном реестре было 3847 объектов интеллектуальной собственности, 99% из которых – это товарные знаки.
По данным ФТС, основной объем контрафактной продукции приходится на такие секторы, как косметика, одежда, обувь, алкоголь, продукты питания. Нарушения по последним двум пунктам особенно сильно выросли с момента введения продуктовых санкций в отношении западных стран. Хотя основные направления недоброкачественного импорта остаются традиционными – Китай, Юго-Восточная Азия и Турция, за последнее время к ним добавились еще арабские страны и Польша. Причем из Турции, по словам г-на Ашуркова, поток фальсификата стал гораздо значительнее, и потому за поставками турецких товаров установлен более жесткий контроль. Впрочем, подобные заявления могут быть вызваны как реальным ухудшением качества турецких товаров, так и резким ухудшением двусторонних политических отношений из-за инцидента со сбитым самолетом Су-24.
Стоит отметить, что еще в 2014 году Россия стала европейским лидером не только по объему продаж нелегальной и контрафактной продукции, но и по ее производству. А нынешний рост объема выявленной контрафактной продукции Олег Ашурков связал с «активностью таможни», а также с тем, что «правообладатели дают больше информации по каналам поставок».
Рост контрафакта – это неизбежное побочное следствие глобализации потребительского рынка, считают опрошенные «НИ» эксперты. При этом развитие интернет-торговли сделало производителей фальсификата ближе к конечному потребителю. А психология последнего такова, что он готов покупать контрафакт, который выгодно отличается от оригинальных марок по цене, но при этом создает иллюзию покупки дорогих брендов.
Так, управляющий директор одного из крупнейших в России интернет-магазинов одежды и сопутствующих товаров Мирослав Зубачевский отмечает, что большим шагом навстречу покупателям может стать создание бюджетных линеек товаров у дорогостоящих торговых марок. Поскольку это могло бы нивелировать ценовую разницу между оригинальными товарами и подделками. Но гораздо сложнее, по мнению эксперта, разрушить иррациональную установку потребителей покупать дорогостоящие товары, не соответствующие их доходам, и потому готовность платить за менее качественный контрафакт. «И тут властям требуется преодолеть стереотипы общественного сознания и донести до массового потребителя мысль о том, что контрафакт – это не просто менее качественная, но более дешевая обувь, блузка или бутылка вина, это – преступление», – сказал эксперт.
Арина Раксина
Источник: newizv.ru