Оставить без ответа такой откровенный враждебный акт было бы невозможно.
Глобальные процессы, запущенные неадекватным решением Турции сбить российский бомбардировщик Су-24, могут привести к самым разным сценариям: как минимум, к практически полной заморозке отношений России и Турции (это уже произошло – с 1 января РФ вводит целый ряд антитурецких санкций), а как максимум – к войне. Понятно только одно – прошлого не вернуть: оставить без ответа такой откровенный враждебный акт было бы невозможно. В создавшейся ситуации важно обеспечить безопасность сирийской авиабазы «Хмеймим», в которой базируется российская военная авиация, а также осуществлять прикрытие бомбардировщиков истребителями (это раньше делалось не всегда, так как противников в воздухе не предвиделось).
При этом возникает одна проблема – авиабаза «Хмеймим» работает почти на пределе возможностей, интенсивность полётов очень высока, но при этом на 36 ударных самолётов (Су-24М, Су-34 и Су-25СМ) приходится 8 истребителей (4 Су-27СМ и 4 Су-30СМ), вследствие чего обеспечить безопасность полётов при их максимальной интенсивности невозможно. На данный момент рассматривается возможность передислокации ещё 12 истребителей, однако даже так проблема частично остаётся, особенно если и дальше будет применяться дальняя авиация – такие машины как Ту-22М3 тоже необходимо прикрывать. В этом свете, актуальной видится передислокация тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» из Баренцева моря к берегам Сирии – корабль совсем недавно вышел в море после заводского ремонта. В его авиагруппу входят 14 тяжёлых истребителей Су-33 и 12 лёгких истребителей МиГ-29К – такие силы позволят в полной мере осуществлять прикрытие российской ударной авиации, а многофункциональные МиГ-29К и сами могут нести высокоточное оружие воздух-поверхность.
В такой конфигурации российские силы смогут даже противостоять всем турецким ВВС, насчитывающим более 200 американских лёгких истребителей F-16, так как авиабаза «Хмеймим» прикрыта к тому же мощной системой ПВО, в которую входят зенитно-ракетные комплесы (ЗРК) С-400, ЗРК С-300Ф, расположенные на Гвардейском ракетном крейсере «Москва», ЗРК ближнего радиуса Панцирь-С1, а также, по некоторым данным, ЗРК Бук-М2. Помимо этого, база оснащена современными средствами радиоэлектронной борьбы.
К сожалению, сценарий реальной войны между РФ и Турцией полностью исключать нельзя. К примеру, если Турция решит закрыть черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, для того, чтобы ослабить снабжение российских войск в Сирии, такое действие будет расценено как объявление войны, так как по конвенции Монтрё запретить проход военного корабля черноморского государства можно только во время войны (торговые должны проходить свободно даже во время войны). При таком раскладе сирийская авиабаза будет достаточно слабо защищена от сухопутных сил противника – число российских военнослужащих в Сирии составляет около 2000-2500 человек, с достаточно небольшим количеством военной техники. Учитывая истощенность вооружённых сил Сирии, сдержать даже часть 400 тысячных сухопутных сил Турции этого явно недостаточно, поэтому видится актуальным увеличение охраняющего базу контингента хотя бы до 5-10 тысяч человек (1-2 мотострелковые бригады), оснащенных современным вооружением. Такие силы будут необходимы для отражения первого удара, в то время как основные силы будут подтягиваться к местам боестолкновений. Если конфликт затянется перспективы Турции будут очень печальны – вполне возможно создание антитурецкой коалиции из стран-соседей: балканских государств, Армении, Кипра, Греции (каждая их них имеет свои исторические «вопросы» к туркам) При этом на огромной части территории Турции проживают курды, которые с распростёртыми руками примут тех, кто поможет в создании независимого Курдистана. В таких условиях существование турецкой государственности будет под большим вопросом.
Если же ситуация останется в том виде, что сейчас, то Турция опять-таки несёт огромные геополитические и экономические потери – за эффективное перекрытие границы с Сирией, через которую идут потоки оружия в обмен на контрабандную нефть, уже выступают даже страны НАТО, а точный список антитурецких санкций мы узнаем 1 декабря. Туркоманов, которых Эрдоган якобы «защищал» от РФ, он просто «подставил» – после того, что случилось с пилотом сбитого Су-24 жалеть их никто не будет: интенсивность ударов по «близким» Турции боевикам уже заметно выросла. Вот к каким последствиям может привести страну одно необдуманное, агрессивное решение – оно может попасть в учебники истории, как одно из самых глупых и провальных действий во внешней политике начала 21-ого века.
Леонид Нерсисян
Источник: cont.ws