Сегодня на повестке дня в России стоит вопрос о необходимости изменить подходы к арктической политике. В этом убежден глава Норильска Олег Курилов.
Спекуляции на теме глобального потепления климата породили на Западе выражение «Лед – это геополитика». Потепление – это пока научно не подтвержденная гипотеза, а вот превращение Арктики в арену геополитических интересов – реальный факт.
Возникла глобальная конкуренция за ее территориальный статус, транспортные потоки, природные ресурсы, в числе которых огромные запасы углеводородов и пресной воды, редкоземельные металлы, золото, никель, платина, медь, коксующиеся угли. Арктика, где живет менее 1,5 процента населения России, дает около 12 процентов ВВП. И может вносить еще больше в случае решения целого ряда социально– экономических проблем.
Это ставит государство перед необходимостью менять подходы к арктической политике. За последние два месяца прошло три масштабных мероприятия, посвященных проблемам Арктики: совместное заседание Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Госкомиссии по вопросам развития Арктики, сессия Минприроды «Деловой климат в Арктике», чуть ранее «круглый стол» XIV форума по стратегическому планированию в регионах и городах РФ. В 2016 году Красноярский край примет у себя Международный арктический форум. Это показывает, насколько в государственной повестке дня актуализировался «арктический вопрос».
Для жителей северных территорий тема социально– экономического развития имеет самое конкретное и практическое значение. Стратегия освоения Арктики прописана в действующей госпрограмме на период до 2020 года. Она требует корректировки. В частности, нужен акцент на сохранении существующей инфраструктуры – городов, коммуникаций, дорог и мостов. Таково предложение Норильска, поддержанное главами городов Заполярья и Крайнего Севера. Комплексы соответствующих мероприятий можно включить в качестве подпрограммы. И первый из них – мониторинг вечной мерзлоты и методов обеспечения устойчивости грунта под зданиями и сооружениями.
Деньги на это нужны небольшие, но полученная отдача позволит обеспечить безопасность имеющегося жилья, увеличить срок эксплуатации объектов инфраструктуры, а также повысить эффективность нового строительства.
Натурные наблюдения мерзлотной лаборатории Норильского комбината в глубокой скважине в центре Норильска показали, что с 1955 года по 1985 год в интервале глубин 2060 м температура многолетнее–мерзлых пород повысилась на 0,5–1 °С. Геотермические замеры норильского отдела Научно– исследовательского института им. Герсеванова на вершине горы Рудной в скважине глубиной 135 м выявили повышение температуры грунтов за последние 50 лет от минус 3,5–4 °С до минус 1,5–2 °С.
В прошлом году случился провал почвы на десятки метров в безлюдной ямальской тундре, а если бы под жилыми домами? Раньше в городе действовал филиал НИИ им. Герсеванова, занимавшийся диагностикой многолетне–мерзлых грунтов, сложными основаниями и фундаментами. С его закрытием не осталось узкопрофильных специалистов, и как–то для консультации по одному из объектов мне пришлось звонить в Сочи 80– летнему эксперту – участнику его строительства.
Заставить строителей правильно подходить к делу можно только нормативными документами, поэтому следует внести изменения в законодательство, в частности в правила строительства в северных широтах.
Есть смысл и воссоздать в Норильске научное подразделение в виде филиала НИИ. Пришла пора пересмотреть вузовские программы подготовки инженеров–строителей в части мерзлотоведения. Почему бы не ввести для студентов–бюджетников обязанность после получения диплома отработать три года по направлению, чтобы возместить затраты государства на обучение?
Тех, кто выбрал Север, поощрять хорошими социальными пакетами. Например, в Норильске, где сейчас живут 177 тысяч человек, а строился он на 300 тысяч населения, специалист может сразу получить квартиру, место для ребенка в отличном детсаду и все необходимые услуги в сфере образования, здравоохранения и культуры.
Решать проблемы «поплывшей» дороги или деформации жилого дома приходится муниципалитетам, хотя полномочий для контроля по соблюдению сохранности объектов они не имеют. Значит, и здесь не обойтись без законодательного регулирования. Нужно ввести жесткое лицензирование для организаций, которые разрабатывают проектные решения для сохранения несущей способности конструкций зданий.
Важным элементом инфраструктуры Арктики является транспортная составляющая. В условиях бездорожья и больших расстояний Крайнего Севера огромное значение отводится малой авиации. Сейчас из–за возросших тарифов летать северянам не по карману и большинство поселков остались без авиасообщения.
Для сравнения: в американском штате Аляска около 450 аэропортов, больше, чем во всей России. У нас в экстренных случаях используются вертолеты, но дальность их полета ограничена 300– 500 километрами, а час полета в 2,5–3 раза дороже, чем у самолета. Ан–24 и Ил–14 списываются, новые машины не выпускаются. Потребность в них до 2020 года по прогнозам составляет от одной до трех тысяч единиц. Эту проблему тоже надо решать.
Материальная база большинства аэродромов находится в тяжелом состоянии и нуждается практически в полном обновлении или модернизации. Частным собственникам это не по карману. На наш взгляд, воздушные порты Крайнего Севера должны перейти в госсобственность.
Это не исключает вариантов, когда аэропортовый комплекс отдается частной компании, как в Норильске. Еще одним аспектом авиационной проблематики является необходимость развития широтных транспортных связей, чтобы для полета из Норильска в близкий Нарьян–Мар не приходилось летать через Москву, покрывая расстояние в треть окружности Земли.
В районах Сибири, где отсутствуют автомобильные и железнодорожные магистрали, основные объемы перевозок падают на водный транспорт. К сожалению, количество речных судов в стране за четверть века сократилось вдвое.
Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, дело за диверсификацией флота, так как пока больше половины его предназначено для перевозки нефти. К тому же для сибирских рек, страдающих от маловодья и недостатка дноуглубительных работ, требуются проекты особых судов. Этот аспект также должен найти место в программе.
На наш взгляд, оптимальное решение для освоения Севера – сочетание вахтового метода с развитием поселков постоянного проживания. Городские агломерации в системе пространственного развития Арктики, которую предстоит сформировать, явятся ее опорными точками.
Подтверждением тому – успешный многолетний опыт Норильска. В неизбежном дальнейшем продвижении России на Север город можно использовать как кадровый, технологический и сервисный центр. Как естественную базовую площадку для проживания геологов и работников, осваивающих более северные и отдаленные территории, а также базу спасательных отрядов.
Реализация Арктической стратегии требует системного подхода. Сейчас идет обсуждение проекта межотраслевого, комплексного закона «О развитии Арктической зоны РФ». Даже в случае принятия подпрограммы по мониторингу вечной мерзлоты и сохранению действующей инфраструктуры Арктики ее нельзя реализовать без внесения множества корректив в разные отрасли права – образовательное, лицензионное, жилищное, градостроительное и т.д.
Специальный закон должен учесть все то, чего по определению нет в существующих 500 с лишним нормативных актах, регулирующих правоотношения в Арктической зоне. Например, в области недропользования у нас есть несколько конкретных предложений. Одно из них касается введения упрощенного порядка передачи отработанных фланговых месторождений действующим хозяйствующим субъектам и льгот по их освоению.
Еще одно направлено на стимулирование частного бизнеса в проведении геологоразведки. Законодательное регулирование арктической проблематики должно иметь не только сугубо правовую и экономическую цели, но и социальную. Северный регион останется за тем, кто максимально сумеет его освоить. У России большая часть границы проходит по арктической территории, нам и карты в руки. Северяне уже пятнадцать лет ждут этот закон и надеются на его принятие в 2016 году.
Источник: russia-today.ru