Известие о заключении акционерного соглашения для строительства еще одного Северного Потока всколыхнуло политиков Восточной Европы и отдельных ассоциированных стран. Колыхание продолжалось несколько месяцев и поначалу проявлялось автономно. Словно понятие «Европейское единство за всё хорошее против всего плохого» временно ушло в отпуск на весь осенний сезон.
Польское возмущение было сформулировано осторожно и первоначально на уровне заместителя главы МИД. Потом новый польский президент А. Дуда назвал Nord Stream 2.0 «сомнительным». Что же, в сомнениях и спорах рождается истина.
Прибалтийское недоумение Северным Потоком № 2 находилось в стадии внутреннего рассмотрения. С учетом бюджетной зависимости от ЕС и квотного поступления незаконных мигрантов. Процесс подстегивался журналистскими публикациями на тему энергетической «успешности» литовского терминала СПГ.
Украинское недовольство было высказано наилучшим премьером в жанре «Давайте вложим инвестиции в нашу ГТС, я еще второй миллиард не накопил». Тем более что закон об инвестиционных преференциях бизнесменам Европы и Америки при финансировании украинской «трубы» действует с мая 2014 года – но его действие пока никак не пересекается с реальными инвестициями.
Финские и шведские власти в связи с прокладкой Северного потока 2.0 через свои территориальные воды сохраняют дипломатическое молчание.
Государства южной Европы договаривались поставлять друг другу газ без уточнения источников поставок.
Наибольшую откровенность проявил глава правительства Словакии.
Господин Фицо еще 10 сентября высказался на редкость откровенно и резко:
«Долгие месяцы ЕС думал, как помочь Украине остаться транзитной страной для российского газа… и вдруг появляется соглашение Газпрома с ведущими западными концернами о расширении Северного Потока!
Это предательство Словакии как члена Евросоюза, из нас попросту делают идиотов…»
Причина возмущения главы словацкого правительства очевидна, да он ее и не скрывает. Европейская «помощь Украине» газовым реверсом идет через Словакию и позитивно сказывается на бюджете этой небольшой страны. Плюс имеется ежегодный доход Братиславы от транзита российского газа, он достигает миллиарда евро. Вдвое больше оседает на киевских счетах за ту же нехитрую операцию по доставке газа. Посредством еще советской ГТС, которую новые европейские друзья никак не хотят модернизировать. Видимо, взрывной подход украинских активистов к собственным линиям электропередач сдерживает оптимизм западных инвесторов.
Вообще скандальное нарушение межгосударственных договоров о снабжении Крымского Федерального округа РФ украинским электричеством будет иметь долгосрочные и крайне негативные последствия для экономики, энергетики и имиджа постмайданной страны. Срок действия крымского блэкаута невелик, от силы месяц. По всем цивилизованным (европейским, ага) нормам данный шаг квалифицируется как геноцид гражданского населения. Общественному мнению ЕС трудно объяснить прогрессивность и законность обесточивания Крыма. Пока риторика о европейском выборе Украины по инерции присутствует в западных СМИ, необходимо срочно озаботиться Северным Потоком 2.0. Пока новоявленные европейцы не взорвали газовые трубы вслед за ЛЭП и не выставили идиотами европейцев старых.
Сразу десять стран Евросоюза подвергли критике проект расширения Nord Stream.
Этот трубопровод дестабилизирует Украину. Лежит на балтийском дне, исподтишка и коварно так дестабилизирует.
Этот трубопровод не отвечает стратегическим интересам ЕС и разрушает европейское единство. Прямо из подводного положения, каждой газовой молекулой для европейских нужд.
Этот трубопровод не способствует диверсификации поставок голубого топлива. Существующие газопроводы из России очевидно ей способствуют.
В письме на имя главы Еврокомиссии такое мнение высказали следующие группы стран ЕС, на уровне профильных министров:
Три прибалтийских «тигра»: Литва, Латвия и Эстония.
Четыре участника Вышеградского формата: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия.
Три страны южной Европы: Греция, Болгария, Румыния.
Примерный процент зависимости озабоченных стран от поставок российского газа:
Латвия – 100 %
Эстония – 100 %
Болгария – 100 %
Словакия – 86 %
Литва – 83 %
Чехия – 80 %
Венгрия – 60 %
Греция – 56 %
Польша – 54 %
Румыния – 0 %
Только Румыния благодаря двукратному снижению объемов промышленного производства за время пребывания в ЕС сумела избавиться от импорта природного газа из РФ. Все остальные соседи и защитники Украины являются клиентами Газпрома в долях от 54 % и выше. Только Киев (благодаря «прогрессивным» реформам) умудрился снизить зависимость от российского газа до 30 % и в декабре планирует вообще не покупать газ у России. Европейским партнерам Украины такая энергетическая независимость является разве что в мечтательных грезах.
В реальности разговоры о диверсификации прекрасно сочетаются с нежеланием двух прибалтийских тигров покупать сжиженный газ у третьего. Литовский СПГ-терминал висит финансовым бременем исключительно на Литве, его продукция административно распределяется среди литовских энергетических компаний. Аналогичный польский терминал сохраняет статус долгостроя вместо ввода в эксплуатацию еще летом 2014. Словакия и Венгрия зарабатывают на реверсе российского газа на Украину. Транзит в европейском направлении выгоден всем государствам Вышеградского формата V4 – они и продиктовали Великолепной Десятке письмо для Еврокомиссии.
Однако ни одна из 10 озабоченных Северным Потоком стран не имеет прямого отношения к его осуществлению. Германия и Великобритания, Франция и Австрия как основные клиенты новой «трубы» писем не пишут. Они заняты собственной энергетической безопасностью. Прекрасно видной при свете крымских свечей. Мнение об Украине «как о надежном транзитере природного газа» после феерических событий на Перекопе можно сдавать в охраняемый архив. Вместе с транзитными доходами Киева, Братиславы, Варшавы. Осознавая неизбежность покупки природного газа у России, развернулась борьба за возможность его распределения внутри ЕС. У нескольких стран-доноров Евросоюза шансов на победу в этой борьбе гораздо больше. Чем у 10 дотационных акцепторов.
Так что реверсные схемы после постройки Nord Stream 2.0 сохранятся и даже расширятся в масштабе ЕС. Озабоченные государства могут смело ориентироваться на Германию как на источник живительного реверса. Заключение Еврокомиссии на (кляузу) мнение стран Великолепной Десятки подтвердит данную ориентировку в самом скором будущем. Разумеется, с полным соблюдением набора бюрократических формулировок – о важности единства, экологии, диверсификации, грамотной стратегии для безопасного будущего и хорошо обогреваемого настоящего.
ДАША ГАСАНОВА
Источник: grtribune.ru