Жители Подмосковья и Свердловской области, где этой осенью начали курсировать скоростные поезда «Ласточка», столкнулись с неожиданными «сюрпризами» – частыми поломками составов. Такие же проблемы преследуют и пассажиров другого скоростного поезда – «Аллегро», который курсирует между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Помимо технических неисправностей появление современных быстрых составов в России сопровождают неудобные изменения в расписании и недовольство пассажиров. Проблемы, как отмечают эксперты, связаны с нехваткой специалистов по обслуживанию железных дорог, а также с качеством закупаемых поездов.
Скоростные поезда повышенной комфортности «Ласточка» из Москвы до Твери были запущены 1 октября после ввода в эксплуатацию четвертого главного пути Октябрьской железной дороги. За два месяца на «счету» скоростного поезда накопилось несколько поломок. Так, 16 ноября житель Твери, Владимир, попросивший «НИ» не называть его фамилию, разместил в соцсети такое сообщение: «Путь домой оказался с приключениями!! Сначала сломались, потом опять сломались, а теперь «Ласточка» наверстывает упущенное!!»
Владимир рассказал, что в тот день ехал домой, в Тверь, из Москвы. По его словам, проблемы начались еще на Ленинградском вокзале, когда в поезде выключили свет, сообщили о задержке на 5 минут, а в итоге поехали с опозданием на 10 минут. «Сказали, что на каждой остановке будем стоять минут 10. Вначале все было хорошо, но в Крюково стояли минут 50. Сначала они устраняли неполадки и сказали, что поедут, как все починят. Отремонтировали минут за 25–30, но потом пришлось ждать, пока проедет более скоростной «Сапсан». Затем команда «Ласточки» пыталась нагнать упущенное время, и мы ехали с максимальной скоростью – 160 км/ч», – рассказал Владимир. В итоге поезд все-таки опоздал на час.
Заметим, что обычная электричка до Твери стоит на 55 рублей дешевле, чем «Ласточка», и едет примерно 2,5 часа. Поездка на скоростном поезде обходится в 400 рублей и занимает около 1 часа 40 минут.
Еще один сбой с «Ласточкой» был замечен 14 октября. Скоростной поезд, стартующий от платформы «Крюково» в 7 часов 29 минут, приехал в составе из пяти вагонов, хотя обычно их десять. В итоге жители Зеленограда, купившие билет на поезд повышенной комфортности за 160 рублей, добирались до Москвы в давке. В пресс-службе «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании» местным СМИ тогда сообщили, что на второй части поезда пришлось устранять техническую неисправность, а потому «Ласточку» укоротили.
Новым скоростным поездом жители Подмосковья оказались не вполне довольны, в частности, и потому, что из-за «Ласточки» были отменены популярные и более дешевые электрички.
«Обещали легкое метро, а запустили скоростные поезда «Ласточка» по 160 рублей в один конец. Причем они не останавливаются на таких популярных станциях, как «Ховрино» и «Петровско-Разумовская», на которых в сумме выходила половина электрички как минимум. Я, например, не могу на них добраться до работы. Еще и количество обычных электричек сократили», – пожаловалась «НИ» гражданская активистка из Зеленограда Алена Шахова. Она работает в районе метро «Речной вокзал». Раньше Алена Шахова добиралась на машине по новой трассе М11 через Химкинский лес, но после введения на ней платного режима выбора нет: приходится ездить в электричках.
После появления «Ласточек» из расписания пропали так называемые быстрые электрички 6000-ой нумерации, рассказал «НИ» житель Зеленограда Дмитрий Колташев. «Данные электрички пользовались огромной популярностью у жителей Зеленограда и всегда были заполнены. В данный момент они заменены «Ласточками». Разница в стоимости месячного абонемента по рабочим дням – практически 1800 рублей», – жалуется собеседник «НИ».
Кстати, скорая «Ласточка» в 7.29 от «Крюково» едет до Ленинградского вокзала те же 32 минуты, что и простая электричка, которая отходила от станции в 7.28. То же самое касается «Ласточки» отправлением в 9.13 и отмененной электрички в 9.10 – время в пути в обоих случаях составляет 36 минут. Только вот скоростной поезд стоит 160 рублей, а электричка – 95 рублей.
Без курьезов не обошелся и запуск «Ласточек» в Свердловской области с 5 ноября. Скоростные поезда ездят от Нижнего Тагила и Каменск-Уральского до Екатеринбурга. На прошлой неделе, 19 ноября, пассажиры, ждавшие «Ласточку», увидели на платформе привычную электричку. «В связи с необходимостью внепланового технического осмотра специалистами нового подвижного состава «Ласточка» подвижной состав рейса №7001 был заменен на пригородный поезд общего графика. Поскольку это еще новый подвижной состав, ему необходима обкатка. По техническим причинам был отменен рейс на 12 часов по мск из Екатеринбурга. Чтобы не задерживать людей, по этому графику пустили электричку», – сообщили тогда в пресс-службе РЖД по Нижнетагильскому региону.
«Ласточки» сегодня в России ездят по нескольким направлениям. И чем больше их запускается, тем чаще можно увидеть сообщения о какой-нибудь задержке или поломке. Например, 9 января 2015 года пассажиры «Ласточки» из Петрозаводска в Санкт-Петербург потеряли больше часа, пока ждали устранения неисправности. А 24 мая 2015 года «Ласточка», следующая из Москвы в Нижний Новгород, застряла во Владимире. В пресс-службе Горьковской железной дороги сообщили, что задержка составила 1 час 42 минуты, а «причиной несвоевременной отправки поезда стал сбой в работе бортового компьютера локомотива». 13 декабря 2014 года «Ласточка» сообщением Новгород-на-Волхове – Санкт-Петербург задержала сразу несколько поездов: три «Сапсана», «Невский экспресс», две «Ласточки» и два пригородных поезда маршрутом Санкт-Петербург – Малая Вишера. В тот же день Октябрьская железная дорога сообщила о поломке другой «Ласточки» обратного маршрута – этот скоростной поезд задержал две пригородные электрички.
Несколько раз пассажиры «Ласточки» сообщением Москва – Нижний Новгород застревали в ней летом 2013 года. «Если вы решите поехать на новом скоростном поезде «Ласточка», 10 раз подумайте, прежде чем покупать билет. Мне сегодня «повезло» после 1,5 часа пути из Москвы встать в лесу и простоять на солнце в герметично закрытом вагоне без кондиционера 2 часа! В вагоне плюс 35. Должны были приехать в 18.15, а приехали в 20.50! И такая ситуация повторяется второй раз за месяц», – возмущалась на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» жительница Нижнего Новгорода Екатерина Новикова 24 июня 2013 года. До этого о поломках «Ласточки» сообщалось дважды.
Не обходится без проблем и на других скоростных поездах. Притчей во языцех среди жителей Санкт-Петербурга стал поезд «Аллегро», который возит пассажиров до Хельсинки с 2010 года. Только за октябрь технические неисправности задерживали поезда «Аллегро» трижды. «Ввиду технической неисправности на территории Финляндии ожидается задержка передачи на российскую границу поезда №788 «Аллегро» сообщением Хельсинки – Санкт-Петербург. Состав был отправлен из столицы Финляндии с опозданием на 52 минуты», – сообщала 15 октября пресс-служба Октябрьской железной дороги (ОЖД). Неисправность контактной сети задержала «Аллегро» 11 октября. Техническая неисправность послужила причиной остановки скоростного поезда 9 сентября, 14 марта, 13 марта, 12 февраля…
Ситуация с «Сапсаном» в этом смысле сейчас гораздо лучше. Последний раз он ломался 10 ноября под Вышним Волочком, следуя из Москвы в Санкт-Петербург. «Состав №772АА, который выехал из Москвы в 15.40, был остановлен из-за небольшой технической неисправности», – сообщили тогда в пресс-службе ОЖД. Пассажиры же предположили, что у состава возникли проблемы с системой электропитания, так как после отправления от Вышнего Волочка в поезде погас свет, скорость снизилась до 75 км/ч, и он вовсе остановился. Люди доехали до Санкт-Петербурга, но уже без Интернета, вентиляции и телевизоров. Тем не менее судя по сообщениям в СМИ и соцсетях поломка «Сапсанов» сегодня, в отличие от «Ласточек» и «Аллегро», является скорее исключением, чем правилом. Нет, кстати, и сообщений о поломках скоростного поезда «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород, который начал курсировать там с 1 июня 2015 года.
Эксперты склонны связывать количество поломок со страной-производителем. «Ласточки» собираются в Германии и России, «Аллегро» – во Франции, «Сапсан» – в Германии, а «Стриж» – в Испании.
«Первые «Ласточки» производились в Германии, а сейчас их делают в России. Это все-таки немного другой уровень производства. Поезда Velaro («Сапсан». – «НИ») обслуживаются весьма квалифицированными специалистами, а к Desiro («Ласточка») все же предъявляются меньшие требования, иные скорости, выше массовость. В Москве открыто вполне современное депо для Desiro, но персонал для обслуживания найти очень сложно», – сказал «НИ» эксперт Европейского железнодорожного агентства (ERA) Роман Мюнге. Поезда «Аллегро» он также не очень жалует. «Вообще ЕТR-460 («Аллегро». – «НИ») не самый удачный поезд. Даже когда мы выпускали на Краков по польским железным дорогам более современную версию, там были большие проблемы», – рассказал г-н Мюнге.
Диана Евдокимова
Источник: newizv.ru