ЦБ РФ в пятницу объявил, что не будет требовать от банков возврата крупных кредитов в валюте, выданных в конце прошлого — начале текущего года. Эти займы, предоставленные через сделки валютного репо, будут рефинансированы, хотя и по более высокой ставке.
Она будет равна лондонской межбанковской ставке LIBOR, увеличенной на 3 процентных пункта. По котировкам на пятницу 27 ноября взять валюту из российских резервов на год будет стоить 3,95% годовых.
«В принципе необходимости (в годовых аукционах репо в иностранной валюте), на наш взгляд, нет. Но для того, чтобы этот период прошел спокойно, чтобы дать больше комфорта банкам, мы решили возобновить годовое репо. Как вы видите, ставки там достаточно высокие. Но, тем не менее, желающие банки смогут этим инструментом воспользоваться», — прокомментировала решение регулятора первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева.
Решение ЦБ было ожидаемым, считает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Оно принято за две недели до начала крупных погашений -16 декабря банки должны вернуть в ЦБ почти 5 млрд долларов, а в феврале — еще почти 8 млрд. Суммарно же задолженность по годовым кредитам на 27 ноября составляет 24,39 млрд долларов.
В условиях рекордно низкой валютной выручки от продажи нефти и газа изъятие такой суммы из банковской системы неизбежно увеличит спрос на доллар и будет грозить крайне неприятными последствиями для курса рубля.
«Годовые аукционы повысят гибкость действий ЦБР в случае резкого ухудшения ситуации на валютном рынке», — считает экономист Credit Suisse Group AG Алексей Погорелов. Последние события показывают, что рубль может подешеветь из-за многих факторов, при этом дальнейшее падение курса вряд ли пойдет на пользу экономике РФ, отметил он в комментарии Bloomberg.
«Помимо прочего, не исключено, что ЦБ таким образом хочет заранее застраховаться на случай появления какого-то чрезвычайного спроса на валюту из-за возможного повышения ставки ФРС 16 декабря», — считает аналитик ВТБ 24 Алексей Михеев.
Впрочем, в нынешнем виде в аукционах ЦБ есть и ложка «дегтя» в виде существенного роста ставок. «Год назад банки привлекли ликвидность на год под 1,2% годовых, а теперь даже месячная валюта стоит 2,2%, а годовая — более 3,2%», — рассказывает Порывай.
«Повышение регулятором стоимости по этому инструменту может оказать негативное влияние на валютных рынок», — предупреждает аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. Первый аукцион новой серии ЦБ назначил на 14 декабря.
Его объем будет определяться «с учетом потребности банковского сектора в валютной ликвидности и ситуации на внутреннем валютном рынке». «При этом предстоящие в декабре 2015 года погашения по сделкам репо в иностранной валюте на срок 12 месяцев в случае необходимости могут быть рефинансированы как в рамках аукционов репо на соответствующий срок, так и за счет этих операций на срок 1 неделя и 28 дней <…> что позволит кредитным организациям более гибко управлять собственной валютной ликвидностью», — отмечает ЦБ.
ЦБ запустил аукционы валютного репо в ноябре 2014 года. Они пришли на смену операциям по продаже валюты на рынке. Так, отпустив курс в свободное плавание, регулятор продолжил снабжать игроков долларами, но не на безвозмездной основе, а в кредит.
Операции сроком на год (на которые приходится 98% всех средств) были прекращены в мае на фоне резкого укрепления рубля.
Источник: k-politika.ru