В 2015 году Франция несколько раз подверглась дерзким и кровавым террористическим атакам. Резонансное нападение на Париж 13 ноября привело к наиболее массовым жертвам – но до этого была январская охота на сотрудников редакции Charlie Hebdo. При всем «творческом» своеобразии данного журнала убийство за рисунки является форменной дикостью.
В те же дни террористы атаковали сотрудников французской полиции и захватили заложников в еврейском магазине. Было нападение на химическое предприятие в стилистике печально известного халифата – с подрывом нашпигованного взрывчаткой автомобиля, с изуверской казнью обычного француза. Были провинциальные злодеяния с маниакальным стремлением преступников причинить как можно больше страданий максимальному количеству людей.
Франция оказалась на переднем крае борьбы с терроризмом после 13.11.2015. После гибели 130 парижан и гостей французской столицы от рук эмиссаров ИГИЛ. Две недели высшее руководство Пятой республики посвятило организаторским усилиям внутри страны и за ее пределами. Ради создания действенной международной коалиции против палачей и маньяков. Что само по себе выглядит признанием декоративности существующей американской коалиции из 62 стран. Этот странно-всеобъемлющий альянс борется с ИГИЛ уже полтора года, а халифат лишь укрепляется и разрастается.
В границах Ирака и Сирии.
В анклавах Ливии и Йемена.
В джунглях Нигерии, в горах Афганистана, во внутренних районах Сомали.
В самом сердце Европы, от Косово до Парижа и Брюсселя.
Москва стала последней столицей беспрецедентного турне президента Ф. Олланда. На этой неделе глава французского государства посетил Великобританию, США, Германию и Италию. Проведя переговоры с Д. Кэмероном, Б. Обамой, А. Меркель и М. Ренци. Диалог с лидерами Запада и президентом России В. В. Путиным имел все шансы на серьезный внешнеполитический прорыв. На волне очевидной эмоциональной солидарности после парижских терактов, на фундаменте понимания масштаба угроз от ИГИЛ планетарной цивилизации была возможность подлинного объединения. Всех значимых мировых держав, для согласованного уничтожения… пусть не мирового терроризма, но его сирийско-иракского рассадника.
Не получилось. Мировые и региональные державы не сумели выбраться из колеи взаимного недоверия, уязвленного самолюбия, замшелых стереотипов, локальных интересов. В день переговоров Ф. Олланда с нобелевским лауреатом Б. Обамой турецкие ВВС сбили российский военный самолет. Над сирийской территорией, где ВКС РФ самостоятельно выжигают террористическую чуму. Действуя согласно официальной просьбе легитимных властей арабской республики.
Президент США на встрече со своим французским коллегой подчеркнул право Турции на авиационную самооборону. В сирийском небе от российского самолета – такая активная буйнопомешанная оборона. Чуть позже официальный представитель госдепа договорился до права сирийских повстанцев расстреливать летчиков в воздухе. Спускаясь на парашютах, пилоты невероятно угрожают умеренным террористам. Те вынуждены стрелять и скакать вокруг трупов. Как мирные и пушистые онижедети, репортеры Reuters подтвердят. После турецкого ракетного демарша, после американской реакции на него, после гибели в Сирии военнослужащих РФ идея совместной коалиции против ИГИЛ была расстреляна на взлете.
Практический итог двухнедельных усилий Ф. Олланда более чем скромен: Великобритания призвала совместно бороться с ИГИЛ, как неожиданно. Британский премьер пообещал предоставить французским ВВС и ВМФ для дозаправки и техобслуживания королевские базы на Кипре. Без уточнения распределения материальных расходов при использовании кипрских баз.
Германия выразила готовность помочь Франции с тыла, направив 650 своих солдат в… Мали! За пару тысяч километров от столицы халифата. В пустынной африканской стране находится небольшой французских контингент – Берлин предлагает его заменить своими войсками. Дабы войска французские продемонстрировали доблесть при личном столкновении с ИГИЛ.
Глава французского МИДа подчеркнул необходимость сухопутной операции в Сирии, но без участия граждан Пятой республики. С этой миссией, по мнению Л. Фабиуса, справятся курдские ополченцы, сирийская правительственная армия и группировка ССА. Вражда и недоверие, спорадические и постоянные боестолкновения между всеми тремя названными силами совсем не смущают руководителя французской дипломатии.
США направили в северо-восточную Сирию собственные войска. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Его «тронули» 50 (пятьдесят) американских спецназовцев. Они оказывают помощь курдским отрядам при наступлении на халифат в сирийской провинции Хасеке. Если спецназ США (численностью в пятьдесят человек) объединится с пятью ранее подготовленными «терминаторами», стоимостью 100 млн. $ каждый, ИГИЛ видимо в ужасе разбежится.
Италия ограничилась словесным выражением поддержки всем коалициям против халифата – проамериканским и пророссийским, существующим и будущим. Италия настолько озабочена средиземноморским притоком беженцев, что ресурсов на военные вылазки за рубежом не имеет. Как и желания воевать в Азии или Африке.
Россия и Франция договорились обмениваться оперативной информацией и содействовать работе военных специалистов. В автономном режиме. Планируется избегать военных ударов ВВС Франции и ВКС РФ по тем оппозиционным отрядам, которые готовы бороться с терроризмом. Что ближе к благой декларации, чем к реальному плану действий. На территории Сирии только в составе столь милой сердцам западных политиков ССА действует 41 вооруженная группировка. Как отделить оппозиционные зерна от террористических плевел?! Палачи российского пилота Су-24 ранее не были замечены в сотрудничестве с ИГИЛ…
Единственным значимым достижением переговоров Ф. Олланда и В. В. Путина стало совместное мнение о необходимости уничтожить нефтяную основу существования ИГИЛ. Как отметил российский президент, с учетом адресата и покровителей нефтяных операций халифата:
«В этих бочках не просто нефть, там кровь наших граждан. На эти деньги террористы покупают оружие и устраивают кровавые акции – с нашим самолетом над Синаем, в Париже, в других городах мира. Если высшее руководство Турции об этом ничего не знает, то пусть узнает…»
Высшее руководство Турции доверило нефтяные операции с ИГИЛ своим ближайшим, кровным родственникам. Приумножая кровавые потоки в Сирии и Ираке, во Франции и в самой Турции. За счет обратного притока нефтедолларов. Впервые за все время существования халифата головорезов целями авиаударов стали цистерны и бензовозы ИГИЛ. Счет уничтоженных «бочек» идет на сотни. Лиха беда начало, уничтожение нефтяного потенциала террористов стоило начать еще в прошлом году.
Углеводородная основа халифата подвергается ударам разных коалиций. Российской – с наземной поддержкой сирийской правительственной армии, иранских добровольцев и местного ополчения. Западной – редкими ударами авиации США, Франции и Великобритании. С наземной поддержкой на неких «правильных» оппозиционеров, с обыгрыванием курдского фактора. Ряд влиятельных региональных стран – Турция, Саудовская Аравия, Катар – фактически саботируют усилия обеих коалиций.
В сложившихся условиях предотвращение авиационных и других военных инцидентов между параллельными коалициями становится важнейшей задачей сирийской войны. Задачей, которая потребует значительных сил, терпения, выдержки, настойчивости, профессионализма. Ликвидация раковой опухоли вокруг Ракки и Мосула отодвигается в неопределенное будущее. Халифат продолжает умело пользоваться противоречиями между своими могучими врагами. Имея возможность подготовить новых стрелков и взрывников, новых фанатиков-эмиссаров, новых бездумных и безжалостных убийц.
Парижская вакханалия смерти не отрезвила цивилизованный мир. Что очень плохо для нас, и очень выгодно для ИГИЛ.
ДАША ГАСАНОВА
Источник: grtribune.ru