Во вторник утром в районе сирийско-турецкой границы на высоте около 6 км впервые в истории вооружённые силы страны НАТО сбили российский боевой самолёт.
Обе стороны инцидента – российские и турецкие военные – немедленно подтвердили случившееся. Су-24, фронтовой бомбардировщик, главный герой двух Чеченских войн, был уничтожен, по мнению турецкой стороны, после десятого за пять минут предупреждения о нарушении воздушной границы Турции. Российские же представители заявляют, что Су, отбомбившись по террористам, мирно возвращался на свою базу в Сирии и никаких границ не нарушал.
Пилоты катапультировались. Их пытались спасти от мести тех, кого они бомбили.
Однако по информации, поступившей к моменту ухода газеты в типографию, как минимум, один из российских пилотов погиб.
Второй российский пилот, по некоторым сведениям, попал в плен к сирийским туркменам из оппозиционных Асаду и России вооружённых формирований.
«Один из военных лидеров сирийских туркменов заявил, что его люди застрелили обоих пилотов российского Су-24 после того, как они катапультировались и приземлились с парашютами», – сообщило днём во вторник Reuters.
Позже появились сообщения, что антиасадовские формирования сбили российский военный вертолёт Ми-8, который участвовал в операции по поиску и спасению пилотов Су. Чуть позже другой вертолёт эвакуировал экипаж подбитой машины и спасательную группу. Один из бойцов-спасателей, морской пехотинец, по сообщению Минобороны РФ, погиб.
Во вторник же в Сочи президент Владимир Путин принимал иорданского короля. Путин в присутствии Абдаллы II назвал инцидент с самолётом «ударом ножом в спину», а тех, кто его совершил – пособниками террористов. Турция же, в свою очередь, созвала срочное заседание совета НАТО. Генсек НАТО Йенс Столтенберг по его итогам заявил: «НАТО получила информацию от Турции и других союзников, которая по нашим оценкам, соответствует тому, о чем нас проинформировала Турция. Турция уже провела контакты с Россией по сбитому самолёту. Я призываю к продолжению контактов в условиях спокойствия и деэскалации. Дипломатия и деэскалация необходимы для решения этого кризиса, но также для выработки механизмов, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем. Мы не должны допустить, чтобы ситуация вышла из-под контроля. Пока не было прямых контактов по этому инциденту между Россией и НАТО, но мы находимся в контакте с турецкими союзниками, которые поддерживают контакты с Россией».
Кстати, в письме Совету Безопасности ООН о сбитом российском Су-24 Турция не призывала к конкретным действиям, заявил постоянный представитель Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт. Совет Безопасности ООН не планировал обсуждение данного инцидента.
Несмотря на вербальные атаки сторон, в которых принимают участия первые лица Турции и РФ, само развитие ситуации пока не поднимает турецко-российский инцидент на уровень кризиса. Возможно, что этот трагический случай станет эффективным тестом, который покажет истинные планы и настроения обеих сторон.
Проблема же и опасность этой ситуации в том, что российский и турецкий лидеры пользуются последнюю пару лет абсолютно одинаковым, так сказать, инструментом, пытаясь излечить внешнеполитическими авантюрами болезни собственной внутренней политики.
Президент Эрдоган апеллирует к «славному прошлому» Османской империи, президент Путин – к советскому величию и двуполярному миру. Конечно, оба лидера достаточно образованы, чтобы помнить о том, что Османская империя долгие годы перед распадом пребывала в статусе «больного человека Европы», а «великий и могучий СССР» незадолго перед кончиной пропустил, к примеру, позорный гол в виде немецкого пилота-сумасброда Маттиаса Руста, приземлившегося у Кремлёвской стены.
Надо отдать должное Михаилу Горбачёву, направившему взрывную энергию инцидента с тем же Рустом не вовне, а вовнутрь, и тем самым предотвратившему новый всплеск противостояния с Западом.
Как поступят Эрдоган и Путин сейчас? На первый взгляд, превращение инцидента в конфликт и тем более переход конфликта в горячую фазу обоим лидерам смертельно опасны. Но, к сожалению, каждый из них нанят своим электоратом на роль «крутого парня». А крутые парни больше всего боятся стать «сбитыми лётчиками».
Вот и приходится одному сбивать самолёты без оглядки на ситуацию в мире, а другому… Поставлю здесь многоточие: не будем дразнить лишний раз Вселенную.
Арсений Каматозов
Источник: rg-rb.de