Компании Raytheon, Lockheed Martin и Boeing завершили первый и ключевой этап, связанный с разработкой оборонного заатмосферного кинетического перехватчика (Exoatmospheric Kill Vehicle, EKV), который является составной частью мега-проекта — разрабатываемой Пентагоном глобальной противоракетной обороны, основанной на противоракетах, каждая из которых способна нести НЕСКОЛЬКО боеголовок кинетического перехвата (Multiple Kill Vehicle, MKV) для поражения МБР с разделяющимися, а также “ложными” боеголовками (Россия — единственная страна, на вооружении которой имеется данный тип МБР). Как сообщает американское оборонное издание Defense News, инженеры определили важнейшие элементы конструкции.
“Достигнутый рубеж является важной частью фазы разработки концепции”, — заявила пресс-служба Raytheon, добавив, что это “соответствует планам MDA и является основой для запланированного на декабрь дальнейшего согласования концепции”.
Отмечается, что Raytheon в данном проекте использует опыт создания EKV, который задействован в функционирующей с 2005 года американской глобальной ПРО — Наземной системы противоракетной обороны на маршевом участке полета (Ground-Based Midcourse Defense, GBMD), которая предназначена для перехвата межконтинентальных баллистических ракет и их боевых частей в космическом пространстве за пределами атмосферы Земли. В настоящее время для защиты континентальной территории США развёрнуто 30 противоракет на Аляске и в Калифорнии и ещё 15 ракет планируется развернуть к 2017 году.
Заатмосферный кинетический перехватчик, который станет основой для ныне создаваемой MKV — основной поражающий элемент комплекса GBMD. 64-килограмовый снаряд выводится противоракетой в космическое пространство, где осуществляет перехват и контактное поражение вражеской боеголовки благодаря электронно-оптической системы наведения, защищённой от посторонней засветки специальным кожухом и автоматическими фильтрами. Перехватчик получает целеуказание с наземных радаров, устанавливает сенсорный контакт с боеголовкой и наводится на неё, маневрируя в космическом пространстве с помощью ракетных двигателей. Поражение боеголовки осуществляется лобовым тараном на встречном курсе совокупной скорости 17 км/с: перехватчик летит со скоростью 10 км/c, боеголовка МБР — со скоростью 5-7 км/с. Кинетической энергии удара, составляющей около 1 тонну в тротиловом эквиваленте, хватает, чтобы полностью уничтожить боевой блок любой мыслимой конструкции, причем таким образом, что боеголовка полностью уничтожается.
В 2009 году США приостановили разработку программы борьбы с разделяющимися боеголовками ввиду чрезвычайной сложности производства механизма блоков разведения. Однако в текущем году программа была возрождена. Согласно аналитическим данным Newsader, это связано с возросшей агрессией со стороны России и соответствующих угроз применить ядерное оружие, которые не раз высказывались высшими чиновниками РФ, в том числе самим президентом Владимиром Путиным, который в комментарии по ситуации с аннексией Крыма откровенно признался, что он якобы был готов применить ядерное оружие в возможном конфликте с НАТО (последние события, связанные с уничтожением турецкими ВВС российского бомбардировщика, ставят под сомнение искренность Путина и наводят на мысли о “ядерном блефе” с его стороны). Между тем, как известно, именно Россия является единственным в мире государством, предположительно владеющим баллистическими ракетами с разделяющимися ядерными боеголовками, в том числе “ложными” (отвлекающими).
В Raytheon заявили, что их детище будет способно уничтожить сразу несколько объектов с помощью усовершенствованного сенсора и иных новейших технологий. По данным компании, в течение времени, которое прошло между реализацией проектов Standard Missile-3 и EKV, разработчикам удалось достичь рекордной результативности в перехвате учебных целей в космосе — более 30, что превышает показатели конкурентов.
Lockheed Martin со своей стороны также завершила планирование программы EKV для MKV, заявила пресс-секретарь компании Линн Фишер, отметив, что сделан “важный шаг в изменении кривой затрат на противоракетную оборону”.
В августе вице-президент Lockheed Дуг Грэм, который возглавляет направление, связанное с ракетными системами и передовыми космическими программами, сказал: “Наши талантливые инженеры используют новейшие разработки Силиконовой долины для создания системы со сверхвысокой производительностью, которая будет работать за пределами атмосферы, двигаясь со скоростью тысячи миль в час”.
Lockheed, как и ее упомянутый выше напарник по проекту, строит свою конструкцию на основе уже имеющегося опыта разработки Противоракетного комплекса подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense, THAAD), а также Зенитного ракетного комплекса “Patriot” PAC-3 (одного из последних вариантов модернизации известного ЗРК “Patriot”). По данным Lockheed, ей удалось провести более сотни успешных боевых и учебных перехватов.
Отметим, что разрабатываемая система мега-ПРО являются частью общей оборонной стратегии США, которая начала особенно активно реализовываться после российской агрессии против Украины. За последние несколько месяцев Пентагон провел успешные испытания по следующим важнейшим направлениям: морская часть ПРО в Европе,модернизированные МБР и обновленная ядерная бомба.
Справка
Разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН) — тип головной части баллистических ракет, который, в отличие от моноблочной боеголовки, несёт в себе несколько боевых блоков, позволяя таким образом поразить сразу несколько целей при запуске всего одной ракеты. К преимуществам РГЧ ИН относятся большая эффективность поражения, дешевизна и снижение эффективности ПРО противника. В то же время РГЧ ИН представляет собой крайне сложный и, вероятно, один из наиболее совершенных механизмов в области ракетной техники и вооружений. Наведение большого числа таких мелких объектов как боевой блок на цель, удалённую на тысячи километров, требует колоссальной точности при сохранении полной автономизации. Астронавигационная система AIRS, используемая на американских ракетах, состоит из 19 тысяч деталей, а один только акселерометр стоил 300 000 долларов в ценах 1989 года.
Баллистические ракеты с разделяющимися головными частями воспринимались многими экспертами как потенциальная угроза для мировой стабильности и фактор, увеличивающий риск эскалации международных конфликтов. Проблема заключалась в том, что МБР, оснащенные РГЧ ИН значительно усиливали возможный удар без увеличения числа ракет как таковых.
В 1993 году, США и РФ подписали договор СНВ-II, направленный на запрет РГЧ ИН и оснащение МБР только моноблочными боевыми частями. Однако, хотя договор был подписан обеими сторонами, правительства обеих сторон отказались его ратифицировать. В 2002 году, после выхода США из договора по ПРО, Россия вышла из договора СНВ-II. Подписанный в 2010 году договор СНВ-III не содержал пунктов о запрете РГЧ ИН.
Тем не менее, США в одностороннем порядке США в 2002—2006 году одностороннем порядке сняли с вооружения и демонтировали тяжелые МБР MX, оснащавшиеся 10 боевыми частями с РГЧ ИН. Пентагон перевооружил часть 3-х блочных ракет «Минитмен» на моноблочные, а после подписания СНВ-III таковая процедура была выполнена в отношении всех оставшихся на вооружении наземных МБР. Количество боевых блоков на БРПЛ «Трайдент» было сокращено до 4-5 единиц.
К ракетам, оснащённым РГЧ ИН, состоящим на вооружении в России относятся:
Р-30 Булава — не менее 4 блоков;
Р-36М — 10 блоков;
УР-100Н — 6 блоков;
Р-29РМУ2 — 4 блока;
РС-24 — не менее 4 блоков.
В США на вооружении имеется два типа ракет, оснащённых РГЧ ИН:
Минитмен III — до 3 блоков, в настоящее время не более 1;
Трайдент II D5 — до 14 блоков, в настоящее время не более 4-5.
Александр Кушнарь
Источник: newsader.com