Заявление президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана о том, что он не собирается извиняться перед Россией за сбитый самолет, обвинение России в нефтяных сделках с «Исламским государством» и последовавшие вскоре слова о том, что он все же дорожит отношениями с нашей страной, немного не укладываются в голове. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с российским журналистом, членом Совета по правам человека при президенте России, членом ОП РФ второго и третьего составов Максимом Шевченко, который объяснил поведение турка тем, что на него ополчились все, даже союзники по НАТО и он не знает, сможет ли самостоятельно выбраться из того болота, в которое сам же себя и завел.
Сам себе режиссер
Напомним, ФАН сообщало о том, что российский бомбардировщик Су-24 был сбит истребителем F-16 ВВС Турции 24 ноября. Пилотам удалось катапультироваться, однако один из них был убит во время приземления боевиками, второго спасли российские и сирийские военные. По утверждению турецкой стороны, самолет нарушил воздушное пространство страны.
«Эрдоган сам принимал решение о пуске ракеты. В интернете есть видео, где Ахмет Давутоглу выступает перед своей партией и говорит, что это Эрдоган принимал решение и гордится этим, – напомнил в беседе с ФАН Шевченко. – Я не знаю, фейк это или нет, но вроде не фейк. Поэтому я думаю, что они должны в полной мере нести ответственность за то, что сделали, а не прятаться за спины кого-то. Первый звонок Эрдогана был не Путину с извинениями, а Обаме с просьбой о поддержке и о защите. Как говорится, вассал сразу побежал к сюзерену присягать ему в верности. Эрдоган виновен. Но Эрдоган и Турция – не одно и то же. В других странах президент и страна – одно целое, как нам говорят чиновники, а в Турции все не так. Эрдоган и Турция – не синонимы. В Турции кроме Эрдогана есть умные сильные политики».
А болотце-то непроходимое
Однако по последней информации Реджеп Эрдоган пытался дозвониться до Владимира Путина уже через восемь часов после того, как наш самолет сбили, а безоружного пилота расстреляли. Подумаешь, какие-то восемь часов. И сейчас турецкий лидер судорожно пытается дозвониться президенту Путину, однако тот отказывается идти на контакт. Оно и понятно. Почему Россия должна слушать того, кто ударил ей в спину? Пусть теперь сами разбираются и с Сирией, и с НАТО. Россия же как-то справляется, причем справляется веками. Кто только не нападал… Да те же турки, которые руками крымских татар воровали людей и увозили в султанский караван-сарай рабов и наложниц. Теперь непонятно одно – как дальше будут развиваться события и как поведет себя Эрдоган, который хочет то мира, то пускает ракеты по самолетам.
«Не намерены извиняться, да и наплевать, что будут делать дальше. Я думаю, что турецкое правительство попало в такой капкан, из которого ему трудно будет выбираться. Во-первых, турецкое правительство явно не сможет выиграть гражданскую войну в Сирии и эскалация продолжится. Более того, начнут гибнуть турецкие военнослужащие. Я думаю, первые потери уже были очень серьезные. Потому как все эти туркоманские силы – силы турецкой армии. Я ничего не имею против, в ДНР было так же, откровенно говоря. И это нормально. Но мы же нашли выход в минских соглашениях из украинского капкана, – подчеркивает собеседник ФАН. – А они из сирийского капкана выйти не могут. Потому что им либо нужно признать поражение и согласиться, что Башар Асад все-таки хороший, ну если не хороший, то, по крайней мере, имеет право на существование. Или идти до конца. Но у них нет уверенности в том, что они справятся с союзом Ирана, России, Ливана и Франции, например, за спиной которых стоит Китай. Такой уверенности нет».
Султан Эрдоган, нефть и ИГИЛ
Кроме того, НАТО совершенно не в восторге от того, что делает Эрдоган. На него и его семью посыпались обвинения в коррупции, а сына обвиняют в связи с ИГИЛ (организация запрещена в РФ решением Верховного суда – Прим. ред.).
«Я думаю, что документов на тему коррупции более чем достаточно. Я, конечно, не верю ни в какие связи Эрдогана с ИГИЛ, если бы что-то подобное было, то это бы в западной прессе давно было бы опубликовано. У Эрдогана достаточно много сильных и влиятельных врагов, Фетхуллах Гюлен, например».
Гюлен – крупнейший духовный и социальный оппонент нынешнего президента Эрдогана, лидер исламского общественного движения «Хизмет». Было время, когда они были очень тесными союзниками.
«Если бы была такая возможность – опубликовать хоть что-то конкретное о связях сына Эрдогана –Неджмеддина Билала с ИГИЛ, 100% информация бы уже появилась в The New York Times, The Washington Post, The Daily Mirror или любом другом издании. Если этого нет, то реальных доказательство нет, – уверен Максим Шевченко. – Есть реальные доказательства, что Эрдоган связан с сирийской оппозицией Джабхат ан-Нусра (организация запрещена в РФ решением Верховного суда – Прим. ред.). Этих доказательств хоть отбавляй. Поэтому пусть они выбираются оттуда, куда попали. Россия им совершенно не должна помогать. Почему мы должны теперь таскать для Эрдогана каштаны из огня? Пусть он ведет себя, как принято в нормальных отношениях, а не изображает из себя нового султана, находящегося под крышей американского ядерного зонтика и НАТОвской инфраструктуры».
Сбитый самолет – способ шантажа НАТО?
Собеседник ФАН Максим Шевченко уверен, что ракета, запущенная в наш Су-24 была шантажом со стороны Эрдогана.
«Он пустил ракету без согласования. Турция – член НАТО, без согласования с единым командованием НАТО, фактически сбила самолет страны, с которой у НАТО свои сложные романтические отношения долгие годы, – рассуждает Шевченко. – Он не поставил никого в известность, а потом сказал: «Ребята, я такой, делайте со мной, что хотите». Типа из НАТО они его не выгонят, потому что он им нужен, но вопросы решайте сами. Это просто наглый шантаж».
Горячие признания турок всем Наташам вернутся
«С Россией лобызался не Эрдоган, с Россией лобызалось турецкое общество и будет продолжать лобызаться, – уверен политолог. – Эрдоганы приходят и уходят, а Турция остается. Я вас уверяю, что Турция – дружественная России страна, а турецкий народ – дружественный народ. Они заинтересованы в хороших отношениях с Россией. А то, что руководство одной из партий, победившей на выборах, так себя ведет, это турецкий народ оценит по справедливости».
Курс на восстановление ислама не связан с Эрдоганом лично, он просто оседлал это дело. Не он создал движение «братьев-мусульман». Не он заговорил о политическом исламе.
«Когда об этом шла речь, Эрдоган был, кажется, банкиром. Сейчас он эдакий защитник просвещенного исламизма. Эрдогановская Турция терпит серьезное поражение, в котором ей не нужно помогать. Этот гнойник, этот гнилой нарыв должен быть вскрыт. Лицемерие – худший из грехов согласно исламской религии, да и христианской тоже. А в данном случае мы имеем дело с самым гнусным лицемерием, – подчеркивает эксперт. – Поэтому я думаю, если они не будут серьезно раскаиваться.. И не перед Россией они виноваты, а перед всеми. Их авантюра вскрылась. Моя резкость не о России. Все надежды, которые были связаны с Турцией – нормальная демократизация в исламском мире, – обернулась тем, что страна хочет быть очередным американским агентом в регионе. Это их проблемы. Посмотрим, как после этого к Турции отнесутся народы региона.
Импичментом по Султанату
Россия и Турция действительно дружные народы. Около 100 тысяч турок проживает на территории России. Огромное количество русских женщин уезжает в Турцию и выходит там замуж. По мнению многих экспертов, то, что происходит между Россией и Турцией не должно повлиять на отношения между людьми. Но повлияет ли на отношение турок поступок Реджепа Эрдогана, который чуть не довел людей до вооруженных стычек на почве ненависти? Если люди начнут высказываться, есть ли вариант, что Эрдоган не досидит в президентском кресле до конца своего срока правления.
«Я не знаю, это выбирать турецкому народу. Поскольку Турция реально демократическая страна. Там выборы не рисуются где-то, а выбирают люди, идет нормальная политическая борьба. Пусть решает турецкий народ», – резюмирует Шевченко.
Алиса Яковлева
Источник: politobzor.net