Шариат должен быть добрым

Шариат должен быть добрым

В Саудовской Аравии поэта приговорили к смертной казни. Ведущие правозащитники, жёстко критикующие Францию за запрет ношения паранджи в общественных местах и Израиль за негуманное отношение к террористам, не решились требовать от Саудовской Аравии каких-либо глубинных реформ в законодательстве, а просто попросили смилостивиться над поэтом.

Имя арабского артиста, активиста и поэта Ашрафа Файада (Ashraf Fayadh) прогремело в мировой прессе благодаря усилиям правозащитной организации Human Rights Watch, эксперты которой едва ли не всем крупнейшим изданиям рассказали о нелёгкой судьбе творческого человека в Саудовской Аравии. Вкратце история такова: 35-летний акционист много лет испытывал на прочность нравы фундаментального государства. Писал провокационные стихи, носил, как западный хиппи, длинные волосы и участвовал в потасовках во время просмотра футбольных матчей. Вполне привычная для западного общества фигура долго мозолила глаза представителям Комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока. 

В какой-то момент художника арестовали, и после двух лет судебного разбирательства суд первой инстанции приговорил его к смертной казни за пропаганду атеизма и неподобающее поведение. Отметим, что это решение вовсе не означает, что смертная казнь будет приведена в исполнение. Так или иначе, казалось бы, правозащитники, наконец, возьмутся за «проблемы демократии» в Саудовской Аравии, причём с таким же энтузиазмом, с каким они находят дефицит демократии в Бельгии, ущемляющей мусульман, или Словакии, дискриминирующей цыган. Но нет. 

Представители правозащитного движения избрали другую тактику: Файад вовсе не атеист, и стихи его отнюдь не шокируют – они о любви. К слову, вот отрывок из стихов, найти которые было непросто – правозащитники решили не цитировать творчества, посвящённого «высокой любви»: «Каждый раз я говорил, что правосудие получит менструальные спазмы, а любовь предстанет слабоумным человеком в осени его лет с эректильной дисфункцией». 

Не решилось прославлять бунтарское творчество поэта и британское издание The Guardian, которое тоже озаботилось этой историей. Вместо того чтобы представить его жертвой шариатского права, издание, ссылаясь на собственные источники в ходе судебного процесса, отметило, что во время него фиксировались процессуальные нарушения. То есть Файад страдает не от того, что Саудовская Аравия, мягко говоря, нелиберальное государство и шокировать публику на околорелигиозные темы там может быть опасно для жизни. А так, досадный судебный казус, который портит имидж страны. 

Интересно, что некоторое время назад куда более жёсткой критике со стороны журналистов и правозащитников, включая Human Rights Watch, подвергалась правовая система Франции, которую в очередной раз призывали отменить закон о запрете ношения паранджи в общественных местах. «Франция должна прекратить криминализировать женщин за ношение скрывающих лицо головных уборов и защищать женщин, которые желают это делать», – требовала Human Rights Watch. Саудовскую Аравию, конечно, никто не призывает отменять законы, а уж тем более усмирить Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока, просят одного – будьте добрее, особенно к поэтам, которые, несмотря на странность формы, пишут о высокой любви.

Антон Невзлин

Источник: rg-rb.de

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий