Ситуационный анализ о влиянии сирийского конфликта на Россию. Мероприятие с таким многозначительным названием собрало в московском отеле «Будапешт» ведущих экспертов-исламоведов, журналистов, чиновников и даже одного депутата Госдумы.
Идеологическая составляющая с богословским компонентом
Круг вопросов, который намечали рассмотреть в ходе встречи за круглым столом был обширен – где-то банален, а где-то необычен. К примеру, международный контекст сирийского конфликта – для России тема достаточно известная.
Немало дискуссий и рассуждений связано с конфликтом и совпадением интересов международных внерегиональных акторов и пределов их взаимодействия, противоречиями внутри международной коалиции, возглавляемой США, а также антироссийскими действиями союзников НАТО и возможной эскалацией конфликта.
Помимо этого участники рассчитывали уяснить задачи и возможности России по борьбе с ИГ. Последнее с первых минут мероприятия было предложено именовать не «Исламским государством», запрещенным в России как террористическая организация, а записанной кириллицей арабской аббревиатурой ДАИШ.
Ибо понятие «исламское государство», «халифат» в понимании экспертов – это если не святой, то уж точно имеющий право на существование термин, который исламская мысль и фикх (юриспруденция) полагают весьма важным и легитимным с точки зрения шариата. Оттого постоянная констатация, что Россия борется с «государством», да еще с «исламским», которое ко всему прочему «запретная организация», звучит вызывающе для мусульманского уха.
Примечательно, что программа круглого стола составлялась до драматического инцидента со сбитым российским бомбардировщиком. Нынче же критический взгляд на взаимоотношения России с Турцией стал превалировать в обществе. По крайней мере, об этом говорит положение в средствах массовой информации страны.
Оттого некоторые из участвующих в мероприятии советовали быть более сдержанными в оценках и не поддаваться эмоциям и нервным порывам, как отдельные герои ток-шоу на российских телеканалах.
«Вряд ли можно в свете последних событий провести полноценный ситуационный анализ. Вернее всего охарактеризовать наши рассуждения как мозговой штурм в кризис», – заявил модератор встречи, научный руководитель Института востоковедения Российской академии наук Виталий Наумкин.
По его мнению, можно прогнозировать несколько сценариев дальнейшего развития конфликта в Сирии и вокруг нее. Самый радужный – это разгром ДАИШ, полный и окончательный.
«Но тут уже есть некий консенсус, что только военной победой его не достигнешь. Необходима идеологическая составляющая, особенно с богословским компонентом», – подчеркнул Наумкин.
Те же и Сатановский
Депутат Госдумы Михаил Старшинов, поприветствовав участников круглого стола, отметил необходимость распутать клубок проблем – информационных, политических, мировоззренческих и иных, возникших в связи с активизацией России в Сирии. Он заявил о необходимости создания «дорожной карты».
«Нужно понять куда, в каком направлении двигаться, наметить приоритеты, вспомнить о хороших уроках истории», – сказал депутат.
В каком направлении стоит двигаться внутри страны, дабы, вероятно, устранить одну из проблем России, избранник народа пояснил на примере желания законодателей содержать лиц, осужденных по экстремистским и террористическим статьям Уголовного кодекса, отдельно от основной массы заключенных.
А так как большую часть первых составляют, увы, мусульмане, это, по мнению Старшинова, будет эффективным способом для защиты от вредоносных идей. Именно в этой инициативе он попросил оказать поддержку Госдуме со стороны экспертного сообщества.
Главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований РАН Ирина Звягельская особо отметила скудость ассортимента спикеров у ведущих ток-шоу России.
«Все те, кто вещал об Украине и отношениях с ней, плавно перекинулись на Сирию», – посетовала она. «И все тот же Сатановский», – заметил кто-то в зале.
Звягельская обратилась к депутату Старшинову с просьбой способствовать тому, чтобы на каком-нибудь российском телеканале все-таки появилась серьезная экспертная передача. «На том телеканале, который смотрят», – уточнила она, чем вызвала оживление среди участников. «И уже без Сатановского», – опять заметил некто.
Старший научный сотрудник ИВ РАН Владимир Ахмедов в свою очередь рассказал о некоторых деталях сегодняшней ситуации в Сирии – после обострения отношений России и Турции. По его словам, Россия переброской С-400 хочет показать, что желает полной победы.
Ученый, однако, выразил сомнение в целесообразности доставки столь серьезного оружия в края, где расстановка военно-политических сил крайне запутана. И, возможно, завтра не будет ясно, в чьих руках оно окажется.
«Если цель доставки ракет – попугать Турцию и НАТО, то это вряд ли стоит того», – указал Ахмедов. По его словам, сирийская армия фактически сидит в гарнизонах под охраной контрразведки, готовое к военному перевороту, а воюют реально за правительство Асада «милиция» (шабиха), иранцы. «А сейчас, вероятно, будут и российские военные», – полагает эксперт.
Цивилизованный диалог о халифате
Главный редактор КАВПОЛИТа Максим Шевченко, тоже являвшийся одним из модераторов круглого стола, подчеркнул, что исламский мир в целом переживает невероятно драматическое время.
«Каждый день убивают, и гибнет золотой фонд не только исламской веры, но и человечества. Я считаю, что Россия должна ясно понимать, что цивилизованный нормальный диалог об исламском единстве (тут я даже не побоюсь слово халифат употребить), о халифате должен быть.
В настоящее время это воспринимается как специфическая лексика определенной группы политических мусульман. И в России уже за употребление самого слова “халифат” бросают в тюрьму. Что, на мой взгляд, является абсурдом. Так же, как бросать христианина, русского за то, что он мечтает, чтобы Москва стала третьим Римом, а еврея за мечту о Сионе и Иерусалиме», – заявил он.
«В политическом исламе пока первую скрипку играют джихадисты, радикальные сторонники джихада, такфиристы, как их еще называют. Но есть те, кто говорит о мирном политическом развитии.
Например, “Братья-мусульмане”, которые не угодили всем. Они не угодили саудовцам, они не угодили фашисткой военной диктатуре, которая установилась в Египте. Они не угодили Израилю, потому что это главная антиизраильская сила сегодня в палестинском движении после исчезновения левого коммунистического движения», – полагает главный редактор КАВПОЛИТа.
«Мне кажется, в России должен быть разрешен диалог о путях политического ислама. Надо прекратить третировать и преследовать исламскую мысль в России – мысль открытую, общественную, критикующую, может быть, в чем-то не согласную с властью.
Потому что я считаю, что именно политический ислам остается последним реальным препятствием на пути терроризма и таких движений, как ДАИШ. Никакие внешние армии, которые напоминают о страшных временах колонизации и страшных временах разгрома последнего халифата, не смогут решить этот вопрос.
Только поддержка демократического исламского движения, которое будет строить современное исламское общество – союзное и обсуждающее ценностные вопросы демократии, свободы, справедливости с европейцами, с россиянами, с американцами имеет перспективы.
Я считаю, мы должны поддерживать подобные движения. Потому что именно они в конечном итоге и явятся теми, кто победил ДАИШ и схожие с ним террористические организации», – резюмировал Максим Шевченко.
Рустам Джалилов
Источник: kavpolit.com