В ходе спецоперации в бакинском поселке погибли двое полицейских; 14 членов группировки во главе с Талехом Багирзаде задержаны.
Пока официальный Баку занимается разрешением геополитических проблем, вызванных конфликтом двух близких соседей – России и Турции, кому-то очень понадобилось дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране.
Да и момент подходящий – реформирование министерства национальной безопасности страны после громкого увольнения министра и, конечно же, вышеупомянутые геополитические задачи, разрешение которых становится день ото дня сложнее.
Уходящая неделя запомнится инцидентом в бакинском поселке Нардаран, в результате которого погибли двое полицейских – Вугар Насибов и Исмайыл Тагиев. Глава государства посмертно наградил обоих орденом Azərbaycan Bayrağı («Азербайджанское знамя»).
Кровавый четверг
Ближе к вечеру 26 ноября азербайджанская общественность получает неприятную информацию: в результате полицейской спецоперации в поселке Нардаран в 25 км от Баку уничтожены четыре члена преступной группировки, действовавшей под религиозным прикрытием.
При проведении операции погибли два сотрудника полиции, 14 членов группировки во главе с ее лидером Талехом Багирзаде были задержаны. Сказать, что это гром среди ясного неба – ничего не сказать.
Азербайджан сейчас стоит сразу перед несколькими геополитическими и экономическими вызовами, не говоря уже об угрозе «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ как террористическая – прим. ред.). И в таких условиях совершать поступки, не имеющие никакого отношения к религии и тем самым дискредитировать ее вовсе, не является, мягко говоря, богоугодным поступком.
Вдвойне обидно, что такого рода инциденты уже в который раз происходят в Нардаране, где традиционно с уважением относились к канонам именно традиционного ислама. Но, увы, находятся те, кто использует традиционное религиозное направление – шиизм – для достижения своих лидерских амбиций, тем самым дискредитируя его и на государственном уровне, и в глазах общества.
«В четверг в доме местного жителя Абульфаза Буниятова собралась группа верующих-последователей шиитского течения радикального толка.
Буниятов пригласил к себе в дом Талеха Багирзаде, который гостил там несколько дней с женой. Все это время к ним в дом стекались люди. Талех Багирзаде читал им свои проповеди», – сообщила КАВПОЛИТу известный азербайджанский криминальный журналист Рамелла Ибрагимхалилова, которая в четверг готовила специальные репортажи из Нардарана.
О чем на самом деле там шла речь, пока остается только гадать. Но по данным правоохранительных структур, в доме Буниятова готовился план дестабилизации ситуации в стране.
«Данная оперативная информация поступила в полицию. Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД республики приступило к операции захвата. Остальное мы знаем по сводкам правоохранительных органов», – сказала Рамелла Ибрагимхалилова, добавив, что Нардаран всегда отличался взрывоопасностью.
Информация об инциденте и о жертвах среди нардаранцев быстро распространилась по поселку, волнение переросло в стихийный митинг, который вполне мог бы перейти в массовые беспорядки. Но вскоре в поселке все вернулось в прежнее состояние.
«Все выходы и входы в поселок были заблокированы. Разгонять толпу не стали, они сами разошлись. На этот раз обошлось без крови. Однако следственно-оперативные мероприятия по поимке зачинщиков беспорядков продолжаются», – дополнила журналист.
Кто такой Талех Багирзаде?
Председатель «Движения мусульманского единства», радикал Талех Багирзаде (или Талех Багиров) в своей деятельности на хумс (обязательный налог у мусульман-шиитов, составляющий одну пятую от годового дохода – прим. ред.) под прикрытием религиозного просвещения на самом деле наносил удары по шиизму.
«Также если этот человек осуществляет сбор хумса, то распределение и использование этих средств должно быть прозрачным. Существуют факты, что собранные под предлогом сбора хумса средства Талех Багиров употребил на личные цели», – пишет журналист Талех Керимли.
Выступления Багирова на организованных им мероприятиях больше напоминали критику в адрес государства и отдельных лиц, чем религиозное просвещение.
Возглавляя «Движение мусульманского единства», он не высказал ни одного грамотного с религиозной точки зрения мнения, всегда ограничиваясь общими словами. Здесь он тоже ударился в политику и в нужный момент использовал возможности куда более просвещенного в религиозном плане Зульфугара Микаилзаде, что еще раз говорит о том, что Талех Багиров больше занимался политической, нежели религиозной деятельностью.
Кроме того, Багиров был задержан в 2013 году за хранение наркотиков и оружия, вышел на свободу в минувшем июле.
Интересен также тот факт, что Багиров активно поддерживал Лейлу Юнус (сейчас находится под арестом), которая известна своей близостью с западными структурами.
Наказать по всей строгости закона
«Любые попытки пошатнуть общественно-политическую стабильность в Азербайджане не останутся безнаказанными». Так глава Госкомитета по работе с религиозными структурами страны Мубариз Гурбанлы прокомментировал ликвидацию в Нардаране экстремистской группировки.
По его словам, криминальные элементы незаконно действовали против правоохранительных органов. В событиях, произошедших в Нардаране, виноваты те, кто допустил радикальные действия, прикрывшись религией.
Гурбанлы напомнил, что на сегодняшний день в Азербайджане насчитывается свыше 2 тысяч мечетей, свобода вероисповедания полностью обеспечивается.
«Но в стране есть те, кто под прикрытием религии хочет достичь собственных целей, оправдать свои грязные намерения и действия. В Азербайджане решительно будут пресекаться правонарушения», – подчеркнул глава Госкомитета.
«Генеральная прокуратура не желает вести никаких переговоров с вооруженной экстремисткой группировкой», – заявил КАВПОЛИТу глава пресс-службы республиканской Генпрокуратуры Эльдар Султанов.
По его словам, по вооруженному инциденту в поселке Нардаран в Генпрокуратуре возбуждено уголовное дело.
В Следственном управлении по особо тяжким преступлениям создана группа для расследования этого уголовного дела, проводятся оперативно-следственные мероприятия по установлению и привлечению к ответственности всех участников преступления, а также тех, кто оказывал поддержку вооруженным экстремистам.
«Мы намерены провести переговоры с руководством правоохранительных органов страны для прояснения ситуации с задержанными, ранеными и выдачей тел убитых», – сказал КАВПОЛИТу один из старейшин Нардарана Натиг Керимов.
«Еще раз заявляем, что жителей Нардарана хотят спровоцировать. Мы против раздувания этого вопроса. Жители Нардарана никогда не выступали и не будут выступать против государства», – подчеркнул он.
Опыт СССР для Азербайджана
За событиями в Нардаране следило и российские экспертное сообщество. В частности, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук сразу же после инцидента в Нардаране заявил КАВПОЛИТу, что Азербайджану нужно обезопасить себя от клерикальных радикалов.
«Азербайджан в значительной мере может обезопасить себя от клерикальных радикалов. Однако для этого ему пришлось бы взять на вооружение ту общественно-социальную линию, которую проводил в религиозной сфере Советский Союз. И наоборот, любое расширение сферы религии в государстве будет автоматически способствовать возникновению проблем», – считает он.
По мнению Григория Трофимчука, теоретически это можно сделать, а практически – нет: не то время, не та ситуация, уже не тот народ.
Директор Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев напомнил, что ситуация в Нардаране всегда отличалась нестабильностью.
«Они еще со времен СССР жили по своим понятиям, правилам, которые в те времена как-то адаптировали под государственные законы. В целом ситуация с момента приобретения независимости Азербайджаном не изменилась, приобрела более агрессивный характер», – подчеркнул эксперт.
По его словам, учитывая своеобразный нрав жителей Нардарана, безусловно, есть определенные силы, которые заинтересованы использовать эту энергию в своих целях, но дальше организации беспорядков в поселке они продвинуться не смогут.
Кто стоит за всем этим?
Становится ясно, что события в Нардаране связаны не с религией, а с тем, что специально подготовленные люди подталкивают азербайджанскую молодежь на путь радикализма, пытаются восстановить ее против азербайджанского государства.
Случившееся дает повод серьезно задуматься над тем, в каких непростых внешне- и внутриполитических условиях живет сегодня азербайджанское общество, с какими рисками и вызовами сталкивается азербайджанское государство. Речь идет ни много ни мало о переформатировании всей системы ценностей и координат региональной политики.
Ведь даже если теоретически предположить, к чему привели бы действия радикальных групп, в случае реализации их целей, то мы увидим, как резко сместились бы акценты в региональной политике, к каким необратимым процессам они могли бы привести.
«Считаю, что была дана отмашка извне на силовое «тестирование» Азербайджана. На предмет дестабилизации. Чтобы проверить, способна ли власть, и в каком формате, с какой скоростью, отвечать на подобные вызовы. Не раз говорил в интервью азербайджанским СМИ, что надо ждать этого момента, так как страна имеет свою позицию по всем вопросам, – но самое главное, она вступила в определённый конфликт с Западом», – продолжил Григорий Трофимчук.
P.S.
События в Нардаране выгодны тем, кто готовится взорвать Южный Кавказ и Каспий. К так называемому «Исламскому государству» данные боевики не имеют отношения, однако готовы активно использовать эту вывеску, так как она способна придать вес их действиям, усилив на пустом месте и сделав фактором большой политики.
Поддерживаемые извне радикальные религиозные группы в Азербайджане, ставят целью изменение конституционного строя и превращения страны в теократическую исламскую республику.
Азербайджанское общество в массе своей таких перспектив не приемлет и консолидируется вокруг тех ценностей, которые провозглашает Конституция страны – ценностей светского общества, ценностей которые лежали в основе национальной государственности, как в начале двадцатого века, так и сейчас.
Вугар Гасанов
Источник: kavpolit.com