Уход России от опосредованного военного столкновения с Украиной на Донбассе путём подписания минских соглашений, имеет целый ряд последствий, как для Киева, так и для его западных кураторов. И эти последствия целесообразно использовать в интересах России.
Тактическое маневрирование между войной и миром
Политический режим Порошенко-Яценюка изначально создавался и формировался под стратегическую задачу непрерывного, широкомасштабного противостояния с Россией (от политического, информационного и финансово-экономического, до военного). Украина рассматривалась и рассматривается Соединёнными Штатами как фактор перманентного деструктивного давления на РФ.
В связи с этим, вся политическая, информационная, социальная и финансово-экономическая системы Украины целенаправленно трансформированы под базовые задачи украино-российского конфликта, который должен был иметь устойчивую тенденцию к постоянному углублению и расширению. Фактически украинское общество и государство превращены в единую систему, целью существования которой является разноплановое, тотальное противостояние России.
Катастрофически нарастающая финансово-экономическая и социальная недееспособность украинского государства компенсируется непрерывным денежным допингом со стороны Запада. Ставка сделана на то, что война на Донбассе плавно перерастёт в непосредственный вооружённый конфликт между Украиной и Россией. Это главная цель Запада, которую он преследует, поддерживая киевский режим.
Однако, несмотря на все усилия, добиться этой цели не удалось. Отсутствие у Украины полноценной армии привело ВСУ к серии катастрофических поражений, а сам конфликт не вышел за рамки региональной войны. Подобное развитие ситуации никоим образом не отвечает интересам Евросоюза. Следствием этого стал латентный раскол в изначальном американо-европейском единстве относительно украинского вопроса. Европейцы оказались перед лицом необходимости если не сворачивания, то заморозки конфликта, американцы же остались заинтересованы в его углублении и расширении.
Формат «нормандской четвёрки» размыл чёткую линию размежевания между Россией и Евросоюзом, сместив безапелляционно требующий сатисфакции Киев на позиции стороны, несущей обязательства в деле разрешения конфликта. Сами минские соглашения не только чётко обозначило стороны противостояния (в лице Украины и ДНР-ЛНР), но и поставили Порошенко перед необходимостью серьёзных политических уступок самопровозглашённым республикам Донбасса. Это, с одной стороны, сняло с России обвинения в агрессии, а с другой стороны внесло раскол в ряды правящей украинской элиты, разделив её на «патриотов» (желающих продолжения войны до победного конца) и «предателей» (решивших идти на уступки). В итоге президент Украины оказался в числе «предателей».
Таким образом, был запущен процесс формирования новой «патриотической оппозиции», выступающей против нынешней украинской власти.
Кроме того, подписание минских соглашений позволило России и её европейским партнёрам принудить противоборствующие на Донбассе стороны к фактическому перемирию. Процесс боевых действий был остановлен. Началось создание демилитаризированной зоны.
При этом необходимо учитывать, что постепенное затормаживание и подмораживание конфликта запустило процессы саморазрушения украинского общества и государства, которые в течение последних лет были радикальным образом перестроены под задачу непрерывного расширения и углубления противостояния с Россией. Государство, общество и экономика, существующие в длительном военном/полувоенном режиме, но при этом без войны, неизбежно разрушаются.
Стратегическая ориентация Украины на противостояние с Россией заставляет её в условиях перемирия тратить гигантские материальные и психо-эмоциональные ресурсы на совершенно бессмысленные и ненужные задачи. Это истощает (материально и психологически) и без того ограниченное в своих возможностях украинское государство и общество. Происходит общий перегрев финансово-экономической и социально-политической систем Украины, ведущий их к развалу.
Кроме того, замораживание конфликта лишило Киев возможности объяснять европейским кураторам свою финансово-экономическую недееспособность и отсутствие реальных реформ в стране с помощью войны на Донбассе. Это в значительной степени усиливает напряжение в отношениях между Украиной и Евросоюзом. Уже сейчас в Париже и Берлине смотрят на Украину не как на союзника и партнёра, а как на обузу и проблему. Источники в украинском Кабмине сообщают о том, что в личных беседах с Арсением Яценюком представители европейских инвестиционных структур прямо говорят о том, что в следующем году вся кредитная помощь стране будет сведена к минимуму. Под вопросом находится безвозмездная финансовая поддержка. С европейской точки зрения Украина уже вычерпала свои лимиты.
В целом, Киев оказался в стратегическом тупике, разменяв разрушительную гражданскую войну на не менее разрушительное для Украины перемирие. Неспособный отказаться от подписания минских соглашений, но при этом и неспособный выполнить по ним свои обязательства, украинский президент был вынужден выбрать тактику саботирования. В Европе Порошенко заявляет о том, что Украина выполняет минские соглашения, а на Украине он говорит о том, что ни на какие компромиссы с сепаратистами он никогда не пойдёт.
Таким образом, на данный момент Киев последовательно имитирует своё участие в урегулировании донбасского конфликта. Это связано с тем, что, с одной стороны, политический режим на Украине не может уклониться от европейского давления, направленного на принуждение к выполнению минских соглашений, а с другой стороны, в силу своей внутренней сущности, он абсолютно неспособен идти на компромиссы, необходимые для этого урегулирования. Именно поэтому Киев, с момента подписания минских соглашений, просто тянул время до окончания сроков их реализации. Им была сделана ставка на то, что в конце текущего года можно будет объявить о провале соглашений, с одновременным требованием усиления западного давления в отношении России, и дополнительной поддержки Украины со стороны США и ЕС.
Парижская фиксация минских соглашений
В отличие от Соединённых Штатов, Европейский союз заинтересован, как минимум, в замораживании «украинской проблемы», как максимум – в её разрешении. Брюссель, в случае невозможности достижения компромисса, уже сейчас готов пойти на «приднестровизацию» данного региона. Т.е. статус ДНР-ЛНР может остаться на длительное время неопределённым. Основное условие этого – полное прекращение боевых действий.
При этом необходимо учитывать, что главной проблемой для ЕС в «украинском вопросе» являются европейские санкции в отношении России. Продемонстрировав свою неэффективность и деструктивность для самой Европы, они стали для Брюсселя тяжёлой обузой, от которой европейцы мечтают избавиться. Это делает их готовыми к компромиссу.
Однако для того, чтобы Брюссель сделал реальные шаги на пути к отмене санкций, для него необходимо создать определённые условия, которые бы позволили ему, не теряя своего лица, выйти из сложной для себя ситуации.
Для этого необходима организация прямого диалога между Киевом с одной стороны, и Донецком-Луганском с другой, фактически – перевод конфликта во внутриполитическую плоскость.
Но для того чтобы это произошло, Киев должен пойти на ряд предусмотренных минскими соглашениями уступок, то есть сделать то, чего он категорически делать не хочет. О чём свидетельствует реакция украинского руководства на результаты встречи «нормандской четвёрки» в Париже 2 октября.
И только после всего вышеизложенного могут возникнуть необходимые условия для проведения выборов на территориях с особым статусом, результаты которых будут признаны международными наблюдателями, что легитимизирует власть на этих территориях в глазах международного сообщества и станет сигналом к восстановлению территориальной целостности Украины, включая возвращение ей полного контроля над границей.
Это фактически превращает Петра Порошенко в политический труп. Мысль о предательстве, совершённом украинским президентом, на волне пропагандистских усилий его политических оппонентов, без труда овладеет массами. Это окончательно добьет его рейтинг. Одна половина электората не будет за него голосовать из-за ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, а другая – из-за нежелания «освобождать» Донбасс.
Кроме этого необходимо учитывать, что угасание конфликта на Донбассе не отвечает интересам Соединённых Штатов Америки. Они остаются заинтересованными в разрастании конфликта с дальнейшим втягиванием в него Российской Федерации. Поэтому любая попытка Петра Порошенко выполнить свои обязательства в рамках минских соглашений лишит его американской поддержки и заставит американцев искать способы его отстранения от власти. Если украинский президент попытается выполнить требования «нормандской четвёрки», это как минимум, лишит Украину кредитов МВФ, как максимум, может привести к новому вооружённому перевороту, с весьма печальными последствиями для нынешнего украинского президента.
Поэтому не стоит ожидать от Петра Порошенко каких-то реальных шагов в плане реализации минских соглашений. Даже в условиях нарастающего давления на него со стороны Германии и Франции.
По свидетельству информированных источников в Кабинете министров Украины, со стороны высокопоставленных представителей Госдепа США украинскому президенту было рекомендовано «валять Ваньку» (изображая ошибочное понимание достигнутых в Париже договорённостей) и тянуть время, выдвигая изначально невыполнимые требования. Иначе говоря – придерживаться тактики саботирования минских соглашений.
Эта рекомендация нашла отклик со стороны Петра Порошенко, так как полностью отвечает его личным интересам. Именно поэтому украинские СМИ начали активно продвигать в массовое сознание идею того, что президент Украины в Париже якобы заставил Владимира Путина (с помощью Меркель и Оланда) полностью и безоговорочно «слить» самопровозглашённые республики, выполнив все требования Киева. При этом подчёркивается, что Украина, всё, что должна была сделать в рамках минских соглашений, уже сделала и больше делать ничего не будет.
Очевидное нежелание Киева выполнять минские соглашения способно не только существенным образом усложнить украинско-европейское взаимодействие, а также в перспективе снять с Германии и Франции обязательства по отношению к Украине, но и актуализировать необходимость провести изменения политического режима в Киеве. В сложившихся условиях становится очевидным, что на данный момент в смене власти на Украине заинтересована не только Москва, но и Брюссель. Кроме того, факт недоговороспособности Киева способен поставить под вопрос целесообразность продления европейских санкций в отношении России.
В этом контексте у Москвы есть реальная возможность перевести ситуацию по «украинской проблеме» из плоскости украино-европейского принуждения России к её разрешению, в плоскость российско-европейского принуждения к этому Украины. Потеря Киевом поддержки со стороны Брюсселя может иметь для нынешнего украинского режима катастрофические последствия.
Вероятные действия Украины и США
Неспособность украинского руководства выполнить свои обязательства в рамках минских соглашений, нарастающее в связи с этим отчуждение между Киевом и Брюсселем, а также углубляющийся украинский финансово-экономический кризис, усиливают вероятность возобновления активных, широкомасштабных боевых действий на Донбассе.
На данный момент, единственный способ для Порошенко выйти из той тупиковой ситуации, в которой он оказался, это начать новый этап войны. С одной стороны это избавит его от необходимости выполнения минских соглашений, а с другой – выбьет из рук его украинских оппонентов все политические козыри. Если же Порошенко решиться на введение в стране военного положения, это полностью парализует все политические процессы в стране и отодвинет на второй план все её финансово-экономические и социально-политические проблемы. На подобный шаг Порошенко, в том числе, может подтолкнуть технический дефолт Украины и перенос предоставления ей очередных траншей кредита МВФ на неопределённый срок.
Украинского президента в целом убедили в том, что собранная в т.н. зоне АТО ударная группировка ВСУ достаточно сильна для проведения успешного военного блицкрига на Донбассе. Порошенко склонен в это верить. Такую психологическую иллюзию усиливает американская военная поддержка. В частности выделение конгрессом США Украине 300 млн. долл. для снабжения ВСУ летальным оружием, развединформацией и западными военными инструкторами.
Кроме того, необходимо учитывать, что в возобновлении вооружённого конфликта на Донбассе непосредственно заинтересованы и Соединённые Штаты. Это позволит им решить три очень важные на данный момент для Вашингтона задачи: во-первых, создать очаг военного напряжения в непосредственной близости у границы РФ в ответ на разворачивание российскими ВКС операции в Сирии; во-вторых, остановить российско-европейское сближение по украинской проблеме и; в-третьих, подтолкнуть ЕС к ужесточению санкций в отношении РФ.
Новый виток войны отбросит урегулирование конфликта к исходной позиции. В этом непосредственно заинтересован как украинский президент, так и американское руководство.
В связи с этим, не исключено, что в ближайшее время на территории Украины будет осуществлена некая масштабная провокация, которая даст украинскому руководству повод начать широкомасштабное военное наступление на Донбассе.
С учётом тех провокаций, к которым уже прибегали как США, так и их нынешние украинские подопечные, не исключён серьёзный кровавый инцидент в зоне АТО, либо масштабный террористический акт в одном из крупных городов Украины. Как правило, для этого выбирают столицу. Нет сомнений в том, что в их организации и проведении будут обвинены самопровозглашённые республики. Это, в свою очередь, позволит украинскому руководству выйти из минских соглашений и начать боевые действия против ДНР-ЛНР. С учётом накопленных украинской армией за время перемирия сил и средств, масштаб нового витка вооружённого противостояния, если оно начнётся, превзойдёт все предыдущие.
Киеву и Вашингтону сейчас необходим либо полный военный разгром самопровозглашённых республик, либо принуждение России к открытому участию в вооружённом конфликте на Донбассе. Однако в случае нового разгрома ВСУ, с переносом боевых действий на украинскую территорию, Украина окажется в состоянии нарастающего хаоса, который поставит её на грань окончательного государственного разрушения.
Вероятнее всего, в сложившихся обстоятельствах, новая фаза войны на Донбассе неизбежна, если не будут найдены эффективные политические решения по её предотвращению.
Андрей Ваджра
Источник: riss.ru