Русский бизнес в Анталье: что теперь?

Русский бизнес в Анталье: что теперь?

  Нынешний сезон в Анталье выдался не лучшим, а о следующем местные бизнесы вообще боятся думать.

На входе в агентство по продаже недвижимости Ольги Шевцовой в Анталье висит фотография Путина и Эрдогана, пожимающих друг другу руки. Когда в следующий раз удастся сделать такую фотографию, пока представить трудно.

“Народ как-то быстро начал паниковать и продавать квартиры в Анталье. Местные группы в фейсбуке сейчас завалены такими предложениями”, – задумчиво говорит риелтор.

Госдума и Совет Федерации призывают к свертыванию экономических отношений с Анкарой, а Роспотребнадзор заподозрил неладное в турецкой бытовой химии и одежде.

На этом фоне крайне сложно понять, как будут развиваться дела у предпринимателей, чей бизнес в Турции напрямую связан с Россией.

С прицелом на россиян

“Я думаю, мы попали в яму примерно на полгода. Но я не паникую. Наоборот, даже думаю скупить квартиры, пока они дешевые. Представить себе рынок недвижимости Турции без русских невозможно”, – размышляет Шевцова.

Продажами недвижимости русскоязычным клиентам в Турции она занимается уже 6 лет.

В 2014 году иностранцы приобрели в Турции почти 19 000 объектов недвижимости, что на 55,6% больше, чем годом ранее. Россияне традиционно вошли в тройку самых активных покупателей.

В некоторых районах Антальи, Аланьи и других городов целые кварталы строятся с прицелом на русскоговорящих клиентов.

“Сейчас мы, конечно, прорабатываем разные варианты – вплоть до введения военного положения, когда по закону замораживаются счета в банке и недвижимость. Но надеемся, что политики до такого все же не доведут”, – резюмирует предприниматель.

Все ли выйдут из спячки? Многие отели в Анталье уже закрыты – на улице дожди и холодает, сезон окончен. Однако трудно предугадать, скольким удастся выйти из спячки следующей весной.

“Этот сезон и так шел не слишком удачно. Из-за падения курса рубля мы потеряли многих даже постоянных клиентов. Те, кто много лет подряд приезжал по два раза, в этом году отдыхали лишь однажды. А некоторые вообще не смогли приехать”, – рассказывает Елена Демирал. Они с мужем управляют отелем на 250 человек в 20 километрах от Антальи.

Их основными клиентами всегда были туристы из стран СНГ.

“В этом году пришлось понизить цены на 30%, чтобы не потерять клиентов. В итоге семейный бизнес едва вышел в ноль”, – говорит Демирал.

Положение надеялись поправить в следующем сезоне. Но теперь эти перспективы кажутся такими же туманными, как горный пейзаж на горизонте за опустевшим бассейном.

Специалисты опасаются, что череда осложнений на туристическом рынке (банкротство авиакомпании “Трансаэро”, приостановка полетов в курортные города Египта, а теперь и замораживание активности в Турции) может привести к подрыву инфраструктуры некоторых курортов.

Пока мы отвлекаемся на чай, я решаю спросить о несколько ином аспекте российско-турецкого конфликта. Изменилось ли отношение к русскоговорящим людям на улицах Антальи и других курортных городов?

“Отношение ни в коем случае не изменилось. Не было неприятных проявлений раньше, нет их и сейчас”, – без тени сомнения говорит Демирал.

И после паузы добавляет: “Что меня действительно удручило, так это комментарии в российских соцсетях. Нас – женщин, вышедших замуж за турков, почему-то стали приравнивать к террористам. Вплоть до того, что мы сбили тот самолет.”

Пирожные и патрули

Гуляя по улицам Анталии, кажется, что здесь можно спокойно жить даже не зная турецкого. Всюду вывески и объявления на русском, немало и тематических ресторанов.

“Только у нас русские пельмени и свежие пирожные!” – гласит плакат на входе в одно из кафе. Хозяин приветливо предлагает зайти.

“Торт медовик и птичье молоко, пирожное картошка: все готовим сами по лучшим российским рецептам”, – с хвастается Сэлахаттин Каплан.

Посетителей в кафе сегодня немного, и большинство говорит на русском. За одним из столов две семьи обсуждают главную новость дня  – МИД России порекомендовал россиянам, которые находятся в Турции по личным делам, покинуть эту страну.

Правда, по виду обсуждающих совсем не похоже, что они собираются куда-то уезжать.

“В последние дни все разговоры в кафе только о России и Турции. Россия говорит, что здесь опасно, что русских тут могут обидеть. Это совершенно не так! Россияне – наши гости, которых мы никогда не обидим”, – говорит Каплан, расставляя по полочкам новогодние сладкие подарки в картонных коробках – таких, как принято в России.

Он гордится тем, что многие русскоговорящие семьи, живущие в Анталье, приходят отмечать Новый год именно в его кафе.

Сэлахаттин говорит, что по сравнению с этим же периодом прошлого года, сейчас посетителей стало чуть меньше.

“Но я уверен, что это ненадолго. Бояться совершенно нечего! Если даже, не дай Бог, что-нибудь случится, мы – турки – готовы выходить на улицы и сами защищать русских, которые здесь живут. Мы не раз обсуждали это с друзьями, и все поддерживают эту идею”, – говорит Каплан.

Штормовое предупреждение

Тем временем в отелях Антальи готовятся к отъезду одни из последних больших туристических групп из России.

Это те, кто получил путевки в Турцию в качестве компенсации за несостоявшийся отдых в Шарм-эль-Шейхе и Хургаде, после введенного Россией запретила на полеты в Египет.

Многие не расстаются с телефонами. Близкие и друзья переживают и постоянно интересуются, есть ли жизнь (не говоря уж про отдых) в неспокойной Турции. Ведь, как рассказал на неделе Сергей Лавров, там накапливается “критическая масса террористических проявлений”.

Отдыхающие, с которыми мне довелось поговорить, признают, что никаких признаков опасности за время отдыха в Анталье они не ощущали. Но, начитавшись новостей и сообщений от обеспокоенных родственников, начали нервничать и искать подвох.

На прощанье некоторые задумчиво бредут к морю и замирают, глядя на волны. Из отеля за ними с удивлением наблюдают другие туристы. Они пытаются понять, что заставляет людей стоять под ливнем и штормовым ветром по несколько минут.

Что ж тут непонятного? Просто россияне не знают, когда увидят турецкий берег в следующий раз.

Ольга Ившина

Источник: bbc.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий