Южные регионы демонстрируют солидарность в борьбе с турецким туризмом
Жители юга России традиционно тяготели к отдыху в Турции – летать недалеко, а поэтому дешево. Сегодня же они столь же массово отказываются от популярного направления. И заодно демонстрируют другие, весьма разнообразные, способы громко заявить Турции свое политическое «фе».
Пегас с подрезанными крыльями
Сегодня в Россию пассажирские рейсы совершают пять турецких авиакомпаний. Так, AnadoluJet летает в Москву, AtlasGlobal – в Нижнекамск (Татарстан), Onur Air – в Москву и Нальчик, а Pegasus Airlines – в Москву, Краснодар, Махачкалу и Екатеринбург (грузовые рейсы Pegasus Cargo совершает в Москву, Омск, Сочи и Краснодар).
Но все же самое большое количество российских направлений – у национального перевозчика Turkish Airlines: еженедельно 88 рейсов в нашу страну. Авиакомпания летает в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Астрахань, Ставрополь, Новосибирск и Уфу. Причем, что важно, сегодня это самый крупный из иностранных перевозчиков, работающих в нашей стране: по итогам десяти месяцев нынешнего года он нарастил пассажиропоток на 16%.
Проблемы у турецких авиакомпаний начались еще давно. 8 ноября прекратило действовать временное разрешение, выданное на перелеты лоукостера Pegasus Airlines по одному из самых популярных направлений, Минеральные Воды – Стамбул. Его выдавали прошлой весной, когда на этом направлении еще не было стабильных пассажирских авиаперевозок.
После этого на зимний сезон 2015−2016 годов на данное направление Росавиацией назначен новый, постоянный, перевозчик – «Таймыр» (бренд NordStar). Первый рейс улетел уже 9 ноября, сейчас он выполняется дважды в неделю, по средам и воскресеньям.
Штука в том, что незадолго до того, как у Pegasus закончилось действие временного разрешения, авиакомпания объявила о большом снижении цен на авиабилеты, в том числе и до Минеральных Вод. Большое число билетов было продано и на даты позднее 8 ноября. Однако пассажиры, которые захотели потом билеты сдать, не могут сделать это без штрафных санкций.
Любопытно, каким образом прошляпили эту ситуацию Росавиация и Роспотребнадзор. Группа пассажиров уже направила коллективное письмо в эти ведомства, требуя восстановить их нарушенные права.
ЛДПР против Эрдогана
На Ставрополье национальный перевозчик Turkish Airlines летает с апреля прошлого года – трижды в неделю отсюда отправляются рейсы в Стамбул, который считается крупнейшим хабом Европы и для внутренних, и для международных перелетов. Причем даже с началом кризиса турецкая авиакомпания сохранила высокую загрузку кресел – 80% и более.
Три месяца назад на Ставрополье побывал руководитель российского представительства Turkish Airlines Мефаил Дерибаш, который провел переговоры с вице-премьером краевого правительства Андреем Мургой.
По итогам переговоров пресс-служба правительства сообщила, что турецкая авиакомпания намерена расширить географию полетов из Ставрополя (в частности, наладить сообщение с Антальей: пока чартерные рейсы осуществляются только из Минеральных Вод), а также принять участие в модернизации аэропортовой инфраструктуры.
Вскоре Росграница официально подтвердила, что в 2016 году будет увеличена пропускная способность грузопассажирского пункта пропуска через госграницу РФ в международном аэропорту Шпаковское. Власти края в бюджете на будущий год уже заложили 50 млн рублей на модернизацию пропускного пункта и ремонт зала прилета внутренних и международных авиалиний, оставшуюся сумму выделит второй собственник аэропорта – московская компания «Авиасервис».
В Turkish Airlines официально заявили, что отменять рейсы в Россию или корректировать полетное расписание не намерены. Между тем на Ставрополье уже вовсю разворачивается общественная кампания за бойкот турецкого перевозчика. Уже на следующее утро после того, как турецкой авиацией был сбит российский Су-24, в аэропорту Шпаковское провели пикет представители ЛДПР.
Молодые люди встали перед зданием аэровокзала, когда там шла регистрация на авиарейс в Стамбул, держа в руках плакаты «Летишь в Турцию? Стой! Подумай!», «В Турции опасно! Можешь стать заложником!» и «Сдай билет в Турцию! Подумай о семье!».
Между прочим, было пять часов утра. Аж радует, какая же политически активная у нас молодежь.
Пикет ЛДПР можно было бы считать единичным жестом. Но уже на следующий день в Ставрополе принялись демонтировать рекламные щиты Turkish Airlines. В частности, пропала реклама перевозчика, висевшая над центральным входов в парк Победы. Вместо нее появился старый плакат ко Дню Победы с лозунгом «Отстоим Кавказ!» Видимо, никакого другого руководители парка оперативно подобрать не успели.
Затем подоспело Минкультуры Ставрополья (в регионе именно оно курирует курортно-туристическое направление), которое опубликовало официальные рекомендации для краевых туристов, желающих выехать в Турцию. Собственно, они почти дословно повторяют рекомендации, которые накануне были разосланы во все турагентства Ростуризмом.
Не нужен нам берег турецкий…
Стоит помнить, что никаких официальных запретов на вылеты в Турцию, продажу билетов и турпакетов не существует. Существуют лишь рекомендации. Но в России, как известно, они порой действеннее недвусмысленных запретов.
Напомним, что уже во вторник вечером Ростуризм рекомендовал туристическим операторам отказаться от продажи путевок – причем как прямых, так и через третьи страны. Поспешили исполнить этот документ крупнейшие операторы страны, в числе которых «Натали турс», «Пегас туристик», «Библио глобус», «Интурист», Tez Tour, TUI, Coral Travel, Anex Tour, Brisco. Звучит, конечно, внушительно, но на самом деле это не критично. Высокий сезон давно закончился, а раннее бронирование начнется лишь весной.
Последовали примеру столичных агентств и туроператоры на Юге России, который традиционно считается «тяготеющим» к турецким курортам, – в Сочи, Ростове, Краснодаре, на Кавминводах… Право, даже звучит нелепо: ну зачем, спрашивается, в Кисловодске или Анапе продавать туры на турецкие пляжи?
Между тем, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), до конца года в Турцию продано и оплачено не более 6 тысяч пакетных туров, а сейчас на курортах этой страны организованно отдыхают не более 10-12 тысяч туристов. Среди них, кстати, примерно пятую часть составляют те, кто был вынужден прервать отдых в Египте. Туроператоры им предложили альтернативу…
Теперь же туроператорам придется снова предлагать клиентам другое направление либо возвращать деньги. По подсчетам АТОР, на выплаты может понадобиться около 400 млн рублей. Как уверенно обещал глава Ростуризма Олег Сафронов, все туристы с предоплаченными путевками вернутся в Россию не позднее 7 декабря.
Впрочем, стоит помнить, что помимо организованных отдыхающих есть и огромное количество людей, которые регулярно летают в Турцию, например, с деловыми целями. Но и о них Ростуризм «позаботился», рекомендовав максимально ужесточить режим безопасности на турецких направлениях.
В аэропорту Ставрополя, по словам заместителя директора по безопасности Валерия Сауляка, введены дополнительные меры при личном досмотре граждан. Также будет усилена охрана воздушных судов и привокзальной территории (например, наряду с сотрудниками полиции и охраны их будут патрулировать кинологи с собаками).
Разнообразные формы протеста против Турции в последние дни демонстрировали во всех регионах Юга. Футбольные клубы «Ростов», «Краснодар» и «Кубань» дружно отказались от прохождения зимних сборов в Турции.
Около консульства Турции в Новороссийске прошел многолюдный пикет (причем неожиданно много было на нем флагов Армении и Кипра), участники которого потребовали от турецких властей «принести извинения на коленях» и закидали здание яйцами.
: В довершение всего в Краснодаре на международной агропромышленной выставке были задержаны 39 бизнесменов, членов официальной турецкой делегации – якобы за нарушение миграционного законодательства, они будут выдворены из России и заплатят штрафы.
Антон Чаблин
Источник: kavpolit.com