В следующем году Беларуси предстоит выплатить по госдолгу порядка 3,3 млрд долларов. Это немного меньше, чем в текущем году, но весьма ощутимо для экономики. Справится ли страна с выплатами и чем ей грозят новые кредиты?
В начале текущего года экономические власти страны намеревались погашать долги с помощью нефтяных доходов. Однако цены на нефть упали, и даже перечисленные в бюджет нефтепошлины ситуацию особо не спасли, хоть и стали неплохим подспорьем в вопросе выплат. Тем не менее, госдолг с начала года вырос почти на 54%.
В целом в текущем году на оплату долгов государство потратит около четырех миллиардов долларов. Такие серьезные суммы Беларусь выплачивает, в том числе, из-за подошедшего срока погашения выплат по пятилетним гособлигациям. На эти нужды по итогам года будет затрачено более миллиарда долларов. На втором месте по выплатам – Россия, которой за весь год переведут более 700 млн долларов, еще полмиллиарда получит АКФ ЕврАзЭС, более 300 млн долларов – Китай, МБРР и Венесуэла по 130 и 120 млн соответственно.
В 2014 году Беларусь погашала сумму, примерно равную той, что будет выплачивать в 2016 – 3,2 млрд долларов.
Минфин сообщает
Как сообщается в последнем номере минфиновского издания «Финансы, учет, аудит», проект республиканского бюджета на будущий год сформирован с профицитом в 17,2 трлн рублей (доходы составят 180,6 трлн, расходы – 163,4 трлн). Профицит будет обеспечиваться за счет зачисления в бюджет российских нефтепошлин, как было и в текущем году. Поступления от нефтепошлин (их размер оценивают в 20 трлн рублей) целиком и полностью будут потрачены на погашение валютного госдолга, сообщает Минфин.
По информации ведомства, в 2016 году Беларуси предстоит погасить долг в размере 3,3 млрд долларов, из которых на погашение госдолга придется 2,3 млрд (внутренний – 1,3 млрд, внешний – 1,0 млрд долларов). Выплачивать госдолг будут из, как уже отмечалось выше, нефтепошлин и средств привлеченных государственных займов.
Отметим, что экономические власти неоднократно говорили: уровень заимствований будет зависеть от платежного баланса. Дескать, нарастим экспорт и одалживать не придется. Пока новые рынки никак не находятся, а на старых наблюдается значительный спад, вероятность того, что заимствования будут сокращаться равна нулю. Тем более, что официальная статистика сообщает: экспорт товаров и услуг в январе-сентябре 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на почти 17 млрд долларов, или на 25,7%. Поэтому для погашения старых долгов Беларусь будет брать новые, вводя себя в уже почти перманентное состояние должника.
История роста, или Когда все началось
Стремительно наращивать госдолг Беларусь начала относительно недавно: за последние семь лет он вырос почти в двадцать раз. Еще в 2005, 2006 и даже 2007 годах сумма по внешнему госдолгу была смешной – она не дотягивала даже до миллиарда долларов, внутренний госдолг также был невелик.
В 2005 году внешний госдолг вырос на 5,8%, в 2006 – на 6,8%, в 2007 – уже более, чем вдвое – Беларусь тогда получила полтора миллиарда долларов в кредит от России, и начала свой свой непростой пусть на поприще поиска денег в долг. За 2008 год внешний госдолг вырос на 59,2% – до 3,7 млрд долларов.
Так же стремительно начал расти и внутренний госдолг, который стал альтернативой для экономических властей после стремительного роста госдолга внутреннего. Фактически, используя внутренние заимствования власти получили возможность занизить показатель внешних, чтобы не утратить возможности продолжать привлекать деньги извне в будущем, и не повышать уровень долга до небезопасного порога.
В этом году министр экономики Александр Заборовский сообщал о намерении рефинансировать в 2016 году госдолг минимум наполовину. Он даже заявил, что будет введено жесткое правило: выплачивать половину внешнего долга за счет внутренних ресурсов, вторая половина должна быть рефинансирована. Также в этом году Александром Лукашенко был повышен лимит внутреннего долга на 0,5 трлн рублей. Тема рефинансирования с тех пор больше не поднималась.
Сейчас Беларусь ведет переговоры с МВФ по предоставлению стране нового кредита. Миссия Фонда недавно уехала из Беларуси, так и не дав положительный ответ, хотя профильные ведомства были уверены: кредит Беларусь получит. Что, кстати, пока не исключено – решение принимает отнюдь не миссия МВФ. Кроме того, в декабре Россия рассмотрит вопрос выделения Беларуси очередного кредита через ЕАБР. Общая сумма обоих кредитов может превысить три миллиарда долларов.
При этом оба кредитора решительно требовали от Беларуси реформ, намекая, что государству пора менять экономическую модель и реформировать реальный сектор, то есть, в том числе, прекращать накачивать деньгами крупнейшие белорусские госпредприятия, неспособные не то, что прибыль дать – по долгам рассчитаться. Но от реформ в Беларуси пока отказались. А вот кредиты ждут с нетерпением.
Антон Болточко: стране нужны реформы
Независимые эксперты и международные институты уже не один год подряд говорят о том, что Беларуси не просто пора слезать с кредитной иглы. Заемные средства так или иначе даются под реформы, которые задвигаются в Беларуси на третий план.
Однако без реформ кредитные деньги фактически берутся для того, чтобы их «проесть»: подлатать те или иные дырки в экономике, поддержать уровень зарплат и другое. За годы получения кредитования, общий размер которого переваливает за десяток миллиардов долларов, Беларусь могла бы значительно улучшить свое положение, будь власти дальновиднее в вопросе траты кредитных денег.
Эксперт Либерального клуба, экономист Антон Болточко уверен: Беларуси нужны реформы и четкое понимание того, на что надо тратить заемные средства.
– Что могут сделать власти для того, чтобы эта тенденция вечного привлечения долгов для латания дыр пошла на убыль?
– Необходимо восстановить экономический рост, который позволит выплатить внешние долги. При этом важно сделать это не за счет постоянных внешних заимствований, а при помощи проведения в стране экономических реформ. В ходе реформирования системы можно (иногда и нужно) брать кредиты у международных кредиторов для ускорения процесса достижения положительного результата, но в таком случае необходимо четко понимать на что эти деньги пойдут и каков от них будет эффект.
– Насколько высоко Вы оцениваете вероятность выделения Беларуси новых кредитов (МВФ и Россией)?
– Вероятность выделения кредитных средств от МВФ и России разная. МВФ пока не смог до конца удостовериться в готовности властей проводить реформы в Беларуси. Поэтому ответа по поводу выделения очередного кредита нет. Но вероятность положительного ответа очень высока. Российские кредиты – это скорее средства, которые политически мотивированы. Поэтому пока не будет определенных политических шагов навстречу российскому руководству с нашей стороны, кредитов также не стоит ждать. Есть и иные источники, которые могут быть использованы для получения Беларусью денег. Напомним, что наша страна получала финансовую помощь и от других стран. Следовательно, в случае необходимости, деньги найдутся. Хотя их стоимость и будет высока.
– Усугубит это ситуацию в среднесрочной перспективе или поможет стране хотя бы временно?
– Получение Беларусью средств от кредиторов – это только полдела. Важно – куда они будут направлены. Если для стабилизации финансового положения отечественных предприятий, а также для выплаты внешних долгов прошлых периодов, тогда пользы от кредита немного. Полученные средства должны быть использованы для быстрой перестройки структуры экономики Беларуси. К сожалению, пока готовности к этому не прослеживается в кабинетах власти. Кстати, поэтому-то МВФ и не спешит давать ответ о новой кредитной программе.
Екатерина Мелешко
Источник: bdg.by