«Справедливая Россия» внесла в ГД РФ законопроект об уголовной ответственности за непризнание «геноцида армян»
После трагедии с самолетом Су-24 российско-турецкие отношения стали разламываться по всем направлениям.
Первой в списке оказалась по традиции туристическая отрасль. Россиянам настойчиво порекомендовали не отдыхать на турецких берегах, туроператорам же предложили пока не паниковать. После «египетского шока» пережить запрет на выезд в Турцию все-таки возможно: зима – не сезон для путевок в эту страну.
Неожиданно у Россельхознадзора появился список претензий к турецким продуктам, 15% из которых, как выяснилось, не соответствуют российским нормам. Есть претензии и к турецким изделиям легкой промышленности: детской одежде, мебели, чистящим средствам…
Турецкие товары задерживаются на границе. Но убытки несут российские предприниматели, которые уже заплатили по контрактам и теперь не могут получить оплаченную продукцию. Сообщается, что некоторые водители разворачивают фуры, понимая, что товар либо простоит на границе энное время, либо будет подлежать уничтожению.
Размышляя о том, где еще может пройти линия разлома в отношениях Москвы и Анкары, эксперты обсуждают газовые контракты сторон. Причем речь тут идет даже не о «Турецком потоке», который обсуждался только в моменты, когда нужно было подчеркнуть усиленное сотрудничество стран, а о существующем «Голубом потоке», по которому Россия уже поставляет газ Турции.
Правда, пока мнения разнятся. «Газпрому» крайне невыгодно в нынешней ситуации терять еще и турецкий рынок. С другой стороны, он – структура не самостоятельная, что означает принятие любого решения по этому вопросу, даже такого, которое будет противоречить потребностям компании.
Пока пресса пишет об ответных мерах Москвы из-за сбитого Су-24 и возможных последствиях этих мер для самой России, наметился еще один «укол зонтиком» в сторону Турции.
После «удара в спину» по примеру Франции засуетились депутаты Госдумы. Партия «Справедливая Россия» внесла в ГД РФ законопроект об уголовной ответственности за непризнание событий 1915 года в Османской Империи как «геноцид». Несогласным с такой оценкой событий придется заплатить за вольнодумство штраф в размере до 300 тыс. рублей и получить срок до трех лет.
Законопроект еще более противоречив, чем торговая война России и Турции. Помимо того, что он существенно скажется на свободе СМИ, его принятие в таком многонациональном государстве, как Россия, может заложить основу для деструктивных общественных процессов.
Однако неоднозначность инициативы Сергея Миронова может быть связана с попыткой не только «оседлать» антитурецкий тренд, но и сделать ставку на поддержку армянского населения России в ходе предстоящих в 2016 году выборов в Госдуму.
Насколько справедлива инициатива «Справедливой России», примет ли Госдума этот законопроект и успеют ли Москва и Анкара урегулировать отношения о разрастания в РФ антитурецкой истерии – КАВПОЛИТ опросил политических и общественных деятелей России.
«Закон – это не передовая в какой-нибудь газете»
Ирина Хакамада, политик:
«Сегодня сложилась очень жесткая, конфликтная ситуация. Надо убрать эмоции, ведь жизнь может развернуться по-разному, а законопроект будет действовать вечно. И он касается очень тонких областей исторического взаимоотношения между Турцией и Арменией. Мне кажется, что спешить с такими законопроектами и превращать их в конъюнктурную реакцию на все события не стоит. Все-таки закон – это не передовая в какой-нибудь газете», – считает Ирина Хакамада.
По ее мнению, инициатива Сергея Миронова связана с разрастающимся антитурецким треном в России.
— Понятно, что дело в антитурецком тренде. Это все ясно. Конечно, все возмущены тем, что произошло. Но эта ситуация требует более сложных асимметричных разворотов, а не так, чтобы всё в лоб: начиная проверкой турецких товаров или заканчивая наказанием не поймешь за что.
Нельзя так реагировать. Нужно понимать, что Турция спровоцировала Россию ради своих интересов. Теперь понятно, что никому не выгодна эта провокация. И нужно находить, с одной стороны, способы решения, при которых подобные вещи не повторятся, с другой – все-таки находить коалиционные решения борьбы с ИГИЛ (организация, запрещенная в России – ред.). Поэтому такого рода законы сейчас только всем мешают.
Примет ли в итоге Госдума России этот законопроект – или он останется на уровне обсуждений, Ирина Хакамада отвечает предельно ясно:
— Госдума принимает все законопроекты большинством от «Единой России». А «Единая Россия» действует по указаниям сверху. Поэтому как скажут, так и примет.
«Недопустимо сбивать российский самолет. Но раскручивать антитурецкую истерию тоже контрпродуктивно»
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты РФ, полагает, что инициатива провести такой законопроект довольно противоречива:
— Эта инициатива является естественной реакцией проармянских общественно-политических сил на кризис в отношениях с Турцией. Но в то же время она является абсолютно противоестественной с точки зрения гуманистических ценностей и интересов России.
Сергей Марков напоминает, что во Франции был принят подобный законопроект, однако вскоре Конституционный суд его отменил, поскольку он противоречит свободе слова, ограничивает дискуссии вокруг этой темы.
«Проблема геноцида армян не является бесспорной в отличие от преступлений нацизма. Во-первых, преступления нацизма – бесспорны, а геноцид армян оспаривается многими общественными деятелями, историками…
Во-вторых, преступления нацизма были в одностороннем порядке, события же в Османской Турции развивались в рамках гражданской войны, и преступления совершались с обеих сторон.
И в-третьих, сегодня ООН поставлена как победитель над нацизмом. И поэтому сомнения в преступлениях нацизма означает подрыв современного миропорядка, что, конечно, совершенно никакого отношения не имеет к армянской проблеме.
Поэтому я думаю, что понятна реакция коллег, которые это сделали, но такой законопроект принят не будет, в этом нет сомнения», – считает наш собеседник.
Марков полагает, что Мироновым двигало желание достичь 7-процентного барьера на предстоящих в 2016 году выборах в Госдуму – прежде всего за счет вспыхнувших в России антитурецких настроений.
«Недопустимо сбивать российский самолет. Такая предательская политика недопустима. Но раскручивать антитурецкую истерию в нашем обществе – тоже контрпродуктивно», – резюмировал политолог.
«Здесь больше популизма, чем практических решений»
Георгий Федоров, член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» отмечает, что своим законопроектом об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян «Справедливая Россия» несколько «перегибает палку»:
«Есть много других факторов, чтобы фактически показать свою позицию по отношению к Турции. Да, я думаю, что этот вопрос по поводу геноцида армян надо поднять на мировом уровне. В этом смысле я полностью поддерживаю армянский народ. Но в России нет даже уголовной ответственности за непризнание Холокоста…»
Георгий Федоров отмечает, что законопроекты, вменяющие уголовную ответственность, требуют не менее ответственного подхода, и поэтому «инициатива СР – это перебор, здесь больше популизма, чем практических решений».
Федоров считает правильным, что этот вопрос был поднят, однако он не склонен думать, что Госдума примет этот законопроект. Размышляя над причинами появления такой инициативы со стороны Сергея Миронова, наш собеседник пришел к выводу, что причина кроется в предстоящих в 2016 году выборах в Госдуму.
«Через год будут выборы в Государственную Думу. У Сергея Миронова шаткое положение с точки зрения электоральной поддержки, партия находится в кризисе. И возможно, таким образом он хочет расширить свою электоральную базу за счет армян», – считает Федоров.
Однако оценивать Миронова как проармянского политика в России он не склонен:
— Если бы он последовательно предлагал подобные инициативы до трагедии с российским самолетом Су-24, то можно было бы его так определять. В данной же ситуации – это просто веянье времени.
При этом Георгий Федоров надеется, что подобная инициатива не усложнит российско-азербайджанские отношения:
«Я бы не хотел, чтобы между Азербайджаном и Россией каким-то образом напряглись взаимоотношения. Но учитывая влияние Турции на Азербайджан, думаю, будет попытка, так скажем, столкнуть нас или хотя бы ослабить наши совместные позиции. Но мне кажется, что нынешняя азербайджанская элита и президент мудрые и не будут эмоционально вовлекаться в эту ситуацию.
Я думаю, что российское руководство прекрасно понимает важность российско-азербайджанских отношений. И мне кажется, в геополитическом масштабе они даже более приоритетны, чем российско-турецкие отношения. И хладнокровие и взаимовыгода должны перевесить какие-то тактические союзы».
Дашь на дашь?
Несмотря на то что говорить о полномасштабной антитурецкой истерии в российском обществе пока рано, негативные прецеденты с акциями протеста рядом с посольством Турции в России уже имеют место. В этой связи возникает резонный вопрос – успеют ли Москва и Анкара урегулировать возникший конфликт до того, как в российском обществе антитурецкая истерия разрастется до крупных масштабов?
Георгий Федоров отмечает, что единственная возможность урегулировать этот конфликт – адекватный ответ РФ на возникший инцидент:
«Причем самое страшное, что это был не просто инцидент, а фактически прямая военная агрессия, что требует военных ответов.
Понятно, что главное, чтобы партия войны не взыграла, чтобы не было взаимной войны, но я думаю, что инцидент будет исчерпан только тогда, когда так или иначе турецкие вооруженные силы или турецкое руководство поймут, что нельзя делать такие военные провокации по отношению к Российской Федерации».
Надана Фридрихсон
Источник: kavpolit.com