Надо ли “приводить в чувство владельцев сетей”?

Надо ли “приводить в чувство владельцев сетей”?

Группа депутатов фракции ЛДПР в начале октября внесла в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части конфискации имущества крупных продовольственных торговых сетей).

Подвинуть отечественные товары на прилавки с помощью закона

Он предусматривает возможность национализации компаний в качестве санкции за систематическое нарушение определенных требований торговли. Речь идет, о торговле запрещенными к продаже товарами из государств–участников экономических санкций против России, об ограничении конкуренции путем согласованных действий, о воспрепятствовании реализации пищевых продуктов российского происхождения (выражаемом в том, что их доля опускается ниже 70 процентов от ассортимента).

Какова цель законопроекта и согласуется ли он с принципами рыночной экономики? На этот вопрос отвечает один из трех его авторов, Михаил Дегтярев:

«Цель – привести в чувство владельцев торговых сетей. Большинство их де-факто под контролем иностранцев. Несколько компаний, чьи хозяева обитают в Париже, Нью–Йорке, Амстердаме, Дюссельдорфе, способны гипотетически спровоцировать коллапс на рынке продовольствия. Федеральная антимонопольная служба работает неэффективно, поэтому ЛДПР давно уже требует усиления этой организации, в том числе кадрового.

Имеющийся инструментарий не всегда позволяет государственной власти расчистить полки магазинов для российских продуктов. Законопроект полностью согласуется с принципами рыночной экономики и Конституцией РФ. Можно называть предложенные меры национализацией торговых сетей, но юридически мы всего лишь хотим дать государству право наказывать зарвавшихся торговцев.

Торговые сети и объекты общественного питания, как мода и кинематограф, являются частями сложной системы влияния на российское общество. Прикрываясь мифическими рыночными принципами, владельцы торговых сетей продвигают интересы крупного международного капитала и душат российских фермеров и производителей.

Внешне все благопристойно: якобы иностранные продукты дешевле, якобы нет спроса на российскую еду, но откуда будет спрос, если на прилавок не попасть без бонусов? Как конкурировать фермеру, если многие торговые сети торгуют контрабандой без уплаты налогов и пошлин?».

Тема диктата крупных торговцев по отношению к поставщикам недавно обсуждалась в «Парламентской газете» на нулевых чтениях законопроекта о ретейле. Он проявляется в навязывании договоров с длительной отсрочкой платежа за товары, бонусами за вход в сеть и продвижение продукта, штрафами за необеспечение уровня маржинальности.

Такие ретейлформаты – достояние западной торговли, привнесенное в Россию извне. Существующее законодательство пока не в состоянии разрешить конфликты двух сторон. Так же, как и предпринимаемые попытки саморегулирования. Из–за этого региональные производители прибегают к рычагам ручного управления. С жалобами на отказ компании «Ашан» брать местную продукцию разбирались губернаторы Свердловской и Челябинской областей.

 «Голый популизм может навредить потребителям»

«Законопроект не подразумевает волюнтаризма, – считает М.Дегтярев, – он дает всем право на ошибку и будет карать только тех, кто систематически нарушает законы России. Если недобросовестные ритейлеры уйдут с рынка, всем станет только легче. Нишу заполнят добросовестные торговцы. Мы надеемся, что все здравые силы поддержат наш закон, уже прозванный в народе “о национализации торговых сетей».

Однако председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков такой уверенности не разделяет: «Скорее всего, это голый популизм, который реально может принести огромный вред, прежде всего потребителям.

Предлагаемые меры реально не осуществимы, поскольку противоречат Конституции РФ. Национализация должна происходить по определенным процедурам, предусматривающим в том числе огромные затраты на выплату адекватного вознаграждения. Иначе это будет захват собственности. Кроме того, в нашем Комитете сейчас рассматривается закон, который как раз позволяет решить поставленные вопросы».

Вполне ожидаемой оказалась и позиция бизнес–сообщества. Глава Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов увидел в документе полное игнорирование экономических реалий.

«Никакое серьезное торговое предприятие не будет торговать иностранными продуктами, если их происхождение незаконно, – заявил он. – Так же, как препятствовать реализации отечественных продуктов при условии их соответствия действующим санитарным нормам и утвержденным требованиям по срокам, объемам, регулярности поставок и цены продукции.

Что касается квоты в 70 процентов российского продовольствия, то ее установление противоречит рыночному характеру экономики и правилам ВТО. Да и в подавляющем большинстве федеральных и региональных сетей эта доля превышает названную цифру, поднимаясь до 80.

Главная проблема не в сетях, а в экономических условиях, в которых вынуждены работать российские производители, считает он. Попасть на торговую полку им не просто еще и потому, что в общем обороте торговли продуктами питания доля федеральных сетей занимает всего 22, региональных – 24 процента, а больше половины падает на так называемую неорганизованную торговлю. В развитых экономиках на сетевую торговлю приходится 80–90 процентов всего оборота. Поэтому надо развивать ее, а не бороться с ней».

Эксперт ТПП РФ убежден: двигать российские продукты на полки сетевой торговли должны не законы, а добросовестная конкуренция эффективных производителей, способных обеспечить наилучшее сочетание их цены и качества.

Звучит как аксиома.  Однако поставщики жалуются именно на недобросовестную конкуренцию… То есть, лыко да мочало, начинай сначала.

О дальнейшей судьбе законопроекта, внесенного более полутора месяцев назад, ничего не слышно. Однако независимо от этого он может расцениваться как форма привлечения внимания общества к проблеме непростых отношений крупного ретейла с производителями отечественной продукции. Проблема есть и ее нужно решать. Как именно? Это уже другой вопрос.

Людмила Глазкова

Источник: maxpark.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий