“Лукашенко придётся уступить Путину”

By admin Nov 26, 2015

Белоруссия за неделю Сбитый российский самолёт: от войны с терроризмом к войне центров силы между собой?

Сбит российский боевой самолет, пишет «Советская Белоруссия». Как бы ни хотели некоторые, в том числе и НАТО, членом которого является Турция, выдать все случившееся за инцидент между двумя странами, это все-таки явление более широкого порядка. Это все тот же сирийский кризис — то есть кризис в головах мировых держав, которые никак не могут прийти там к общему знаменателю. Только если раньше разногласия шли вокруг «своих» и «чужих» группировок внутри Сирии, то сейчас все вылилось в столкновение «своих» и «чужих» государств. И если и дальше все так будет продолжаться, то от гибридных войн противоборствующие центры силы перейдут к схватке между собой.

Кстати, все с нетерпением ожидали именно реакции Североатлантического альянса на все произошедшее, отмечает издание. Ведь немыслимо было представить, чтобы в этот момент, когда идет речь о широкой международной коалиции против ИГИЛ. Когда сами страны НАТО подверглись террористической атаке, исходящей из сирийского исламистского подполья. Когда сам Франсуа Олланд собрался приехать в Москву, чтобы согласовать удары по ИГИЛ, — в этот самый момент Москва получит «удар в спину» со стороны одного из членов НАТО. Это недальновидный шаг со стороны Турции, и можно было ожидать, что НАТО если не осудит, то как-то замнет эту выходку. В конце концов, российский самолет бомбил тех, кто убивал людей в центре Парижа.

Но НАТО продемонстрировало иной подход, говорится в статье. Прозвучали слова и про «солидарность» с Турцией, у которой достаточно сложные схемы взаимодействия с ИГИЛ. И про «защиту своих границ». Верят ли они сами в то, что говорят? В то, что Москва угрожала Анкаре, с которой, кстати, у России стратегическое партнерство и один только контракт на строительство «Росатомом» первой в Турции АЭС оценивается в 22 миллиарда долларов? Нет, думаю, в то, что Россия может напасть на Турцию, не верит никто, но зато все хорошо знают, почему Турция сбила российский самолет. В тот день он бомбил цистерны с игиловской нефтью, которую, как сказал Путин, исламисты везли на продажу в Турцию. И еще он бомбил сирийских туркменов, которые воюют против Асада и которых поддерживает Анкара. Президент ТурцииРеджеп Тайип Эрдоган и не скрывает, что атака на самолет была защитой своей безопасности и «прав наших братьев», то есть надо думать, тех самых туркменов. Вот она чем аукнулась, дележка на «хороших» и «плохих» террористов.

Турция ведет очень опасную игру, пишет «Советская Белоруссия». В момент, когда собирается международная коалиция против террористов, она сбивает самолет главного участника этой коалиции. Допустим, у нее для этого были свои резоны, которые она сегодня не стесняется озвучивать. Это и разногласия по Асаду, ухода которого требует Анкара. Это и игра на стороне тех самых «наших братьев», которые воюют против Асада. Это, наконец, и разногласия по Украине, где, как говорят турецкие политологи, Москва не прислушалась к турецким озабоченностям еще одних братьев — крымских татар.

Президент Эрдоган, только что, выиграв выборы в стране, получил карт-бланш на любые действия по укреплению авторитета страны и своего собственного, отмечает издание. И, как видится со стороны, атаковав российский самолет, Анкара продемонстрировала, что она не позволит изменить баланс сил в регионе, который с помощью России стремительно менялся. Кто-то это называет проявлением турецкого лидерства в регионе, кто-то — проявлением неоосманизма, но факт остается фактом — Турция пошла ва-банк, закрепляя как свое силовое лидерство, так и идеологическое.

НАТО предпочло на все это закрыть глаза, взяв сторону «своего» члена и надеясь, что Турция и Россия остынут, так как не имеют возможностей перевести войну в горячую фазу, говорится в статье. Россия действительно не может без ущерба для себя ответить ни военным, ни экономическим путем. Зато, похоже, Путин тоже пошел ва-банк и выбрал беспроигрышный, идеологический путь. Он открыто озвучил то, о чем остальные западные партнеры догадывались, но стеснялись говорить. И про игиловскую нефть. И про «пособничество» террористам. А вчера обвинил руководство Турции и в «исламизации своей страны». На фоне парижских терактов Евросоюзу очень трудно будет закрывать глаза на то, а с кем же все-таки воюет и кого поддерживает Турция. Французский президент позавчера на встрече с Обамой уже сказал — надо закрыть границу Турции с Сирией, через которую в Европу и обратно свободно перетекают террористы. Посмотрим, что он скажет на сегодняшней встрече в Москве, резюмирует «Советская Белоруссия».

 

Российская авиабаза: Минску трудно упираться, ведь «без доброй воли Кремля белорусскому бюджету каюк»

Официальный визит Лукашенко в Россию перенесен «в связи с загруженностью рабочих графиков президентов» — такова официальная формулировка обеих сторон, пишут «Белорусские новости». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что в ближайшее время будет объявлено о новых датах визита.

Трудно себе представить, что это белорусский партнер сказал: извините, дел невпроворот, давайте как-нибудь потом, отмечает издание. То есть наверняка Кремль отодвинул приезд Лукашенко. И главной причиной представляется комментаторам то, что Путину нужно реагировать на инцидент с российским бомбардировщиком из сирийской группировки, который был сбит 24 ноября после того, как, по версии Турции, нарушил ее воздушную границу.

В конце концов, Лукашенко этот визит нужнее, чем Путину. Ведь это гость будет просить о благосклонности в ряде важных финансово-экономических вопросов, говорится в статье. А вопросы такие. Во-первых, Минску нужно окончательно договориться, что Евразийский фонд стабилизации и развития, которым де-факто рулит Москва, выделит в декабре кредит в районе трех миллиардов долларов. Далее, пришло время определить новые условия поставок нефти (срок прежних соглашений истекает). Надо ли разжевывать, сколь важен нефтяной вопрос для Белоруссии, зарабатывающей на ножницах между ценой сырья и экспортируемых со своих НПЗ нефтепродуктов? Да, и в плане вывозных пошлин с нефтепродуктов следует расставить точки над і. Минск уже заложил 20 трлн белорусских рублей поступлений от этих пошлин в республиканский бюджет следующего года, считая, что с Москвой договорились о таком механизме, еще когда вступали в ЕАЭС. Но те договоренности вилами по воде писаны, и кто знает, как поведет себя российская сторона сейчас.

Итак, с одной стороны, Лукашенко априори окажется в роли просителя, пишут «Белорусские новости». С другой — его прежние заявления, что российская авиабаза нам не нужна, обязывают как минимум сохранить лицо в этой коллизии. То есть попытаться перечить Путину, уже предписавшему в сентябре своему правительству решить вопрос базы.

Между тем сбитый турками Су-24 — лишний довод против базы с точки зрения интересов Белоруссии, продолжает издание. В последние месяцы российские самолеты не раз вторгались в небо других стран НАТО. Где гарантия, что истребитель восточного союзника, взлетевший с аэродрома в Бобруйске, не попробует на прочность (неважно, намеренно или нечаянно) воздушные рубежи Литвы или Польши?

Однако Кремлю после инцидента с Су-24, вполне вероятно, еще сильнее захочется поставить здесь свою базу «в пику НАТО», предполагает военный эксперт Александр Алесин. И у Путина есть все шансы дожать партнера, иначе белорусов «могут оставить без штанов», говорится в статье. У политолога Андрея Федорова схожий прогноз: «Если конфронтация России с НАТО будет усиливаться, то дожмут и с базой в Белоруссии».

Между тем начальник оперативного управления главкомата Воздушно-космических сил России Александр Ляпкин на днях уже раскрыл карты, сообщив, что на аэродроме «Бобруйск» планируется содержать эскадрилью из 12 истребителей и вертолетное звено — четыре транспортно-боевых Ми-8, пишут «Белорусские новости». (К слову, при попытке спасти пилотов Су-24 Россия потеряла в Сирии еще и Ми-8.) Трудно сказать, то ли генерал Ляпкин сам по себе говорлив, то ли его заявление — часть психологического давления на Минск. В пользу второго говорит призыв к белорусским коллегам «ускорить проведение всех необходимых процедур по подготовке указанного соглашения к подписанию». Причем Ляпкин уверяет, что документ о размещении авиабазы уже согласован с белорусской стороной.

Между тем белорусский руководитель перед октябрьскими президентскими выборами уверял электорат, что вообще не в курсе намерения России разместить у нас авиабазу, что все это лишь «вопли нашей оппозиции», отмечает издание: «Человек, который должен принимать это решение, я об этом ничего не знаю». Надо думать, президенту суверенной Белоруссии, который хочет, как и Путин, выглядеть «ненаклоняемым», не слишком нравится, что его, Лукашенко, заявления пытается дезавуировать некий Ляпкин. Но и упираться трудно, когда, по данным нашего Минфина, в 2016 году Белоруссии предстоит выплатить по долговым обязательствам правительства в иностранной валюте 3,3 млрд долларов. Без доброй воли Москвы белорусскому бюджету каюк.

В общем, на переговорах с Путиным о базе программа-минимум Лукашенко — хотя бы сохранить лицо, говорится в статье. При этом есть надежда, что Кремль не захочет чересчур выкручивать руки, унижать союзника. Заметьте, Ляпкин говорит только об эскадрилье, хотя раньше собирались поставить целый авиаполк.

Алесин допускает, что это может быть уступкой со стороны Москвы, и что российскому авиаплацдарму в Бобруйске не станут придавать статус полноценной базы, пишут «Белорусские новости». Вот как в Барановичах было дежурное звено российских истребителей, так в Бобруйске учредят какую-нибудь дежурную эскадрилью для совместной охраны воздушных рубежей союзного государства, обеспечения интересов Единой региональной системы ПВО, предполагает аналитик. Впрочем, такой камуфляж мало что меняет для белорусов по сути. Усиление российского военного присутствия в нашей стране явно идет вразрез с позицией Минска по Украине, курсом на нормализацию отношений с Евросоюзом и США.

Белоруссия — не империя, но, увы, оказывается заложницей неоимперских амбиций Кремля, упорно стремящегося доказать, что они там «круче всяких америкосов», полагает издание. «Братская интеграция» с конфликтной, мыслящей в духе исторического реванша восточной соседкой раз за разом ставит под удар национальные интересы Белоруссии, резюмируют «Белорусские новости».

 

Экономика: Рост объёмов поставок на новые рынки — «статистическая погрешность к статистической погрешности» от всего экспорта

Белорусские власти сегодня (24 ноября — EADaily) позволили себе легкий петтинг за диверсификацию внешних рынков сбыта отечественных товаров, что позволило удержать на плаву экспортно-зависимую экономику, стагнирующую на фоне сжатия традиционных рынков (Россия и собственно весь СНГ), пишет АФН.

Впрочем, как и при решении большинства проблем, власти пытаются взять количеством, игнорируя при этом качество, отмечает издание. «В сложных внешних экономических условиях для экономики объемы нашего экспорта могли бы быть и более значительными, но принятые меры членов правительства и должностных лиц по поддержке экспортеров позволили минимизировать негативные тенденции, не допустить дальнейшего снижения экспорта, а также обеспечить небольшой прирост при положительном сальдо внешней торговли товарами и услугами, что считаю более важным по сравнению с простым наращиванием экспорта», — заявил глава МИД РБВладимир Макей, ведомство которого уже превратилось в команду коммивояжеров, зачастую не столько толкающих белорусские товары за рубеж, сколько лоббирующих интересы рвущихся на рынок ЕАЭС мутных импортеров.

В свою очередь, премьер РБ Андрей Кобяков заявил, что по ряду товарных позиций наблюдает значительный рост продаж в физических объемах, например, нефтепродуктов, молока и сливок, сыров и творога, говорится в статье. Впрочем, он признал, что принимаемых мер по наращиванию экспорта и поиску новых рынков сбыта пока недостаточно: по итогам января-сентября 2015 года экспорт товаров и услуг в денежном выражении упал на 24,6% к аналогичному периоду прошлого года. «Если бы цены сохранялись, мы бы имели разительные изменения показателей, — заверил Макей. — Но это не значит, что мы должны расхолаживаться и прекратить работу в этом направлении».

Чиновники активно козыряют двузначными цифрами, характеризуя рост экспортных поставок в нетрадиционные для Белоруссии страны, пишет АФН. Однако они не говорят, что часто речь идет об объемах, которые можно назвать статистической погрешностью к статистической погрешности всего экспорта Белоруссии. Кроме того, текущее положительное сальдо внешней торговли лишь немногим превышает объем экспортных пошлин на нефтепродукты, которые Белоруссия с этого года кладет себе в бюджет, резюмирует АФН.

Ближе к финишу года официальный Минск ждет очередной торг за нефть, пишет«Белрынок». Цена вопроса — миллиарды долларов, если учитывать, что с Москвой нужно договориться о нефтепошлинах и новых условиях поставки российской нефти в Белоруссию на предстоящие 4 года. Торговаться придется по нескольким принципиальным вопросам: по экспортным пошлинам на нефтепродукты в 2016 году, условиям поставки российской нефти на ближайшие 4 года и правилам игры на общем евразийском рынке нефти и нефтепродуктов.

В белорусском бюджете-2016 уже заложена сумма 1,1 млрд долларов от экспортных пошлин на нефтепродукты (расчеты сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель), хотя сторонам еще нужно договориться о том, что в следующем году нефтепошлины будут оставаться в белорусском бюджете, продолжает издание. Минфин РБ пошел на этот шаг, руководствуясь подписанным с РФ протоколом, согласно которому белорусский бюджет до 2025 года может стабильно получать 1,5 млрд. долларов в год нефтепошлин. Такая сумма Белоруссии гарантирована при цене нефти 70 долларов за баррель, а с учетом того, что за последние 17 месяцев стоимость нефти Brent упала почти на 60%, ниже 50 долларов за баррель, никаких дополнительных переговоров с РФ не нужно — пошлины должны засчитываться в белорусский бюджет автоматически. Так считает белорусская сторона, полагаясь на договоренности, достигнутые с РФ при подписании договора о создании ЕАЭС в мае 2014 года. Считает ли так Москва, неизвестно: российская сторона эту тему в последнее время не комментировала. Но при желании она, конечно же, может и возразить, указав на то, что с мая 2014 года ситуация на рынке нефти принципиально изменилась, как, впрочем, и экономическая ситуация в самой России. Так что официальному Минску без серьезных уступок со своей стороны будет проблематично и получить в свой бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, и сторговаться по условиям поставки нефти на предстоящие 4 года.

На повестке дня стоит еще одна спорная тема, говорится в статье: на этапе подготовки создания единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС союзники стали спорить, как этот рынок будет работать. По-разному смотрят страны ЕАЭС и на вопросы развития транспортной нефтяной инфраструктуры. Отметим, что спорный проект концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов евразийской «пятерки» будет обсуждаться на коллегии ЕЭК в декабре 2015 года.

 

Авторынок: белорусским дилерам придётся ехать на поклон в Россию

Издание «Ежедневник» обращает внимание на те подводные камни технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», которые посадят на мель бизнес и потребителей. Он уникален тем, что это единственный союзный технический регламент, который узаконил монополию «старшего брата» (России — EADaily) на автомобильный рынок. Видимо, в силу колоссальной финансовой емкости авторынка.

Регламентом установлено, что заявителем на оценку соответствия типа транспортного средства, то есть, попросту говоря, держателем заветной бумажки, без которой товар продавать запрещено, может быть только одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) во всем Евразийском союзе, отмечает издание. Очевидно, что такими заявителями выступают компании Российской Федерации. А белорусские автодилеры обречены ехать к монополизировавшим рынок российским импортерам автомобилей на поклон.

За неполный год существования дискриминационной нормы произошла коренная переориентация товарных потоков ввоза новых автомобилей в страну, говорится в статье. Доля ввозимых из России новых легковушек в продажах национальных дилеров выросла с 50% до 80%. Если же учесть непосредственные покупки новых автомобилей белорусами в автосалонах РФ, то более 90% автомобильного рынка страны обеспечено импортом из России.

По оценкам Белорусской автомобильной ассоциации, изменение каналов поставок легковых автомобилей в нашу страну с прямых на «кривые» приведет только в этом году к потере добавленной стоимости, создаваемой дилерами внутри страны, на 20 млн долларов, пишет «Ежедневник». Несложно посчитать дополнительный отток валюты и потери государственного бюджета.

Не меньше бед национальному бизнесу несет и требование регламента Таможенного союза о расширении перечня подлежащих оценке соответствия в рамках ЕАЭС автомобильных запчастей, продолжает издание. Если национальное законодательство включает в число подлежащих сертификации 12 обобщенных групп, то регламент расширяет этот перечень до 116 позиций типов компонентов. Попросту говоря — все!

Проблема усугубляется тем, что в отличие от продукции легпрома, в Белоруссии не создана сеть аккредитованных на союзном уровне испытательных лабораторий для оценки соответствия автокомпонентов, говорится в статье. Следовательно, белорусским импортерам запасных частей придется обращаться в органы сертификации, испытательные лаборатории Российской Федерации. Давайте попробуем себе представить издержки импортера запасных частей по получению заветной бумажки в Белокаменной по всему списку! Сколько валюты, времени, нервов уедет из страны, а затем будет включено в цену товара для Вас, уважаемый потребитель!

Есть еще вариант, пишет «Ежедневник». Как и импортерам автомобилей переключиться или, как принято говорить на жаргоне, «лечь» под российского импортера. Кто работает на рынке запчастей, тот со мной согласится, что на российском рынке запчасти меньше, чем за две цены (относительно заводской) никто не продает. Как впрочем, и не утруждает себя соответствию на соответствие техрегламенту. Каких же цен тогда ждать у продавцов в Белоруссии?!

Ну и на посошок, говорится в статье. Никто не отменял требование техрегламента об оценке соответствия единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Правительство лишь отсрочило вступление в силу этой нормы регламента до 1 июля 2016 года. Так что, рекомендую любителям привозить автомобили из-за границы изучать 465-страничный регламент и выяснять адреса органов сертификации транспортных средств, резюмирует «Ежедневник».

Источник: eadaily.com

By admin

Related Post

Leave a Reply