Когда она уволилась с работы, эта новость облетела весь мир, хотя она не была знаменитостью. Лиз Уол объявила об уходе с работы в прямом эфире телеканала Russia Today, протестуя против действий России в Украине.
Это заставило нервничать руководство российского канала Russia Today, хотя не нанесло большого вреда политике Москвы. Даже не изменило работу канала, просто стало ясно, как можно использовать свободу слова, и разжигать антиамериканские настроения в самой Америке.
Невероятно, но такие настроения в США стали модными.
«Всю атмосферу на этом канале я могу охарактеризовать как антиамериканскую: она формируется из историй, которые мы показываем, интервью. Ты находишься словно в антиамериканском вакууме. Это даже в определенном смысле модно в США. Я не говорю, что не надо критиковать власть или расследовать важные истории. Конечно, надо, это работа журналиста, но такая антиамериканская работа стала самоцелью», – рассказала Лиз Уол.
Годится все, что показывает отрицательные стороны США
На телеканале Russia Today на английском языке Лиз Уол работала примерно два с половиной года. Девушка утверждает, что, когда она пришла работать в сентябре 2011 года, у нее были сомнения, но она их отбросила – ведь тогда президент Барак Обама начал «перезагрузку» отношений с Россией.
До этого Лиз работала репортером в столице Марианских островов Сайпане. Не удивительно, что предложение Russia Today работать в Вашингтоне заинтересовало молодую журналистку. Ей сказали, что Russia Today хочет концентрироваться на таких темах, которые неинтересны основным новостным каналам, которые они игнорируют.
«Когда я спросила о свободе слова в России, они стали говорить о стремлении показать другую перспективу, и подчеркнули, что Холодная война закончилась. Да, было немного тревожно, но они убедили меня, что я буду делать репортажи о внутренней политике США, рассеяли мои сомнения, что телеканал контролирует Кремль. Они сравнивали Russia Today с Al Jazeera English», – рассказала Лиз Уол, которая 20 ноября принимала участие в конференции Литовского союза стрелков «Ситуация с безопасностью в Балтийском регионе: угрозы и ответ».
Собеседница сказала, что телеканал, скорее всего, специально нанимает молодых журналистов, которые бывают наивными и не знают о целях Москвы на Западе. По ее словам, до войны в Украине создавалось впечатление работы в обычном СМИ: готовились репортажи из Вашингтона, сообщалось о наиболее важных событиях или решениях.
Правда, этими «обычными» репортажами телеканал стремился показать, что политика США, Запада и НАТО – лицемерная, система коррумпирована и разваливается. Особенно добрую службу сослужила России история Эдварда Сноудена, раскрывшего масштабы электронного шпионажа, обнародованные документы WikiLeaks, протесты Occupy Wall Street, которые показывали практически ежедневно.
«У нас было табу- гордиться тем, что ты американец. Критиковали армию США, НАТО, рассказывали истории о действиях против России. Постепенно это стало безумием. Я поняла, что это уже полный абсурд, и я не хочу быть частью этого», – рассказала Лиз Уол.
Диктовали вопросы для интервью
Последней каплей для Лиз стала война с Украиной. В конце февраля 2014 года российские военные в форме без опознавательных знаков окружили самые важные здания в Симферополе, в марте прошел молниеносный референдум, и президент России Владимир Путин подписал декрет о включении Крыма в состав России.
«В это время мы очень сильно концентрировались на этой теме, политика редакции была понятна. (…) Это было время, когда вопросы готовились заранее: перед новостями глава службы новостей всегда хотел все обсудить, указывая аспекты, которые мы хотим подчеркнуть, вопросы, которые хотим задать, историю, которую хотим представить. Было такое напряжение, я чувствовала, что каждое мое слово проверялось и подвергалось цензуре», – рассказала Лиз.
Она сказала, что брала интервью у конгрессмена республиканца Рона Пола об Украине. Тогда как раз развивались события в Крыму, и мировые СМИ начали представлять доказательства, что там действуют российские военные.
«Но в редакции хотели, чтобы об этом я даже не спрашивала. И я подумала: это абсурд, невозможно об этом не спросить на российском телеканале, ведь это происходит. В конце концов, я задала этот вопрос, не передавая позицию редакции, просто задала вопрос. Конечно, интервью подверглось цензуре, этот вопрос вырезали», – сказала журналистка.
Она отметила, что с началом войны в Украине канал Russia Today начал манипулировать: пытался протолкнуть терминологию «фашисты», «неонацисты», «ультранационалисты» для характеристики противников Виктора Януковича, вмешательство России пытались представить не как агрессию, а как миротворческую миссию, спасение русскоязычного населения.
«Это был полный абсурд. Когда появились российские военные в Крыму, нам сначала сказали, чтобы мы об этом вообще не упоминали. Не нужны даже инструкции, ты заранее знаешь, чего от тебя ждут. Но когда вокруг все говорят, трудно отрицать, что россияне находятся там. Ладно, тогда это добровольцы или миротворцы. Мне это очень не нравилось, потому что это был активный военный конфликт, там боролись и погибали люди», – сказала Лиз.
На вопрос, как на такие правила реагировали ее коллеги, собеседница ответила, что многие чувствовали дискомфорт, но надеялись, что это пройдет вместе с кризисом в Украине. Отчасти они правы, так как Россия успешно воспользовалась ситуацией в Сирии.
«Многие испытывали дискомфорт, но надеялись, что история с Украиной закончится. Формируется такой менталитет, когда ты просто играешь, и все. Некоторые убеждают себя, что служат общественным интересам», – сказала Лиз.
«Но суть в том, что в большей части наших репортажей не было правды. Не было такого, что все время надо транслировать пропаганду, они предоставляют возможность браться за темы, которые кажутся тебе важными и привлекательными. Иногда можно было даже гордиться собой и своей работой. Думаю, это одна из причин, почему журналисты остаются на работе», – рассказала журналистка.
Но есть и непривлекательная сторона такой «свободы»: за важные темы можно браться, пока США выглядят плохо. «Годится все, что показывает, что США ничем не лучше, и не имеют права вмешиваться в международные вопросы: кто мы такие, чтобы указывать пальцем на Россию, если у нас самих есть проблемы», – сказала Лиз.
После увольнения подверглась нападению
Лиз Уол сказала, что, после того, как ушла с работы, некоторые коллеги поздравляли ее и хвалили за смелость, но потом она подверглась критике. Руководство канала расценило ее уход как рекламу, но потом Лиз стали называть собачкой неоконсерваторов, мечтающих о новой холодной войне.
«Некоторые люди действительно верят в миссию Russia Today, по их мнению, США – гегемон в мире, и они чувствуют себя в своей колее. Одна журналистка отличается враждебным отношением к Западу. Поэтому появилась небольшая группа людей, которые пытались оклеветать меня и мою мотивацию», – сказала журналистка.
По ее словам, работающие на Russia Today журналисты стали в социальных сетях делиться статьей, направленной против Лиз. Сначала она это игнорировала: «Но что получается: через некоторое время такие истории начинают жить своей жизнью. Если что-то повторять много раз, это становится правдой. И хотя эта клевета не станет правдой, но станет частью этой истории».
«Я получала множество написанных с ненавистью сообщений, что я собака неоконсерваторов, что служу евреям. И это было не несколько сообщений, их было очень много. Они сплачивают этих людей и разжигают ненависть. Это один из наиболее страшных принципов работы российских СМИ», – сказала Лиз.
На вопрос о том, чем она занимается сейчас, Лиз сказала, что недавно вышла замуж и ездит по разным странам, рассказывая о методах пропаганды российских СМИ. Лиз не жалеет о том, что ей пришлось работать на таком телеканале, она получила опыт. Сейчас она снимает об этом документальный фильм.
Эгле Самошкайте
Источник: ru.delfi.lt