Очевидно же, что отношения между Россией и Турцией сейчас не просто под угрозой прекращения, это более чем очевидно. Но, прежде чем сжигать за собой мосты, давайте посмотрим, не выльется ли нам этот «пожар» в крупную копеечку.
Естественно, в первую очередь разрыв коснется туристического потока Турции. Как уже сообщили российские ведомства, «уровень террористической угрозы в Турции не меньше, чем в Египте». Что касается непосредственно запрета на посещения этой страны, то пока что он не прозвучал, однако некоторые туристические операторы уже приостановили продажу турпакетов в эту страну, так как за несоблюдение рекомендаций Ростуризма, к виновным лицам будут применены меры юридической ответственности, что разумно.
«Оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турецкую Республику в условиях действия угрозы терроризма является грубым нарушением законодательства Российской Федерации», – говорится в официальном сообщении Ростуризма.
Так, крупные компании, такие как «Библио Глобус», Tez Tour, «Натали Турс» и «Пегас Туристик» приостановили сотрудничество с Турцией. Из систем бронирования турецкие путевки исчезли и у TUI, Brisco, «НТК Интурист», Coral Travel и Sunmar. Несмотря на то, что в это время года турецкое направление не является популярным, сейчас на территории этой страны находятся порядка 10 тысяч российских граждан, что немало для ноября. В этом году сезон для россиян был продлен из-за ситуации в Египте. Остальным туроператорам, осуществившим продажу туров после 24 ноября, собственно, после рекомендаций Ростуризма, настоятельно рекомендуется вернуть деньги за туры своим клиентам в 100% объеме от их стоимости.
По предварительным данным, российские туристические фирмы продали около 4-5 тысяч путевок, вылет по которым должен был состояться до Нового года. Их, скажем так, тоже придется «отозвать». Да, это не те показатели, что были в Египте не так давно (80-90 тысяч человек) или же купили себе путевку на более поздний срок (140 тысяч туров до марта следующего года). И пока что о «плановой эвакуации», которая была проведена в Египте, сейчас речи не идет. Туроператоры лишь должны быть готовы к «различным вариантам развития событий».
Долгое время Турция была главной страной для зарубежного отдыха, однако в этом году это направление уступило первое место Египту. В первом полугодии текущего года на Турцию и Египет пришлось 40% выездного российского туристического потока, то есть 2,1 млн. человек.
В условиях нестабильной экономической обстановки закрытие почти половины выездного рынка, банкротство «Трансаэро» и прошлогодние закрытия крупных туркомпаний доверие к туристической отрасти как таковой подрывается. В ущерб туристическим компаниям можно записать внесенные депозиты на отели, упущенную выгоду и урон деловой репутации.
Естественно, после случившегося в Египте, многие туроператоры хотели заменить Красное море именно Турцией. Однако и она теперь под «запретом». Стоит отметить, что только «Библио Глобус» не предлагал туристам Турцию в качестве альтернативы Египту (вместо нее компания советовала Кипр). Многие компании в основном работали именно с Турцией и Египтом. Им придется нелегко, сомнений нет (к примеру, туроператор Brisco). Но, как говорится, хочешь жить – умей вертеться. Перепрофилироваться, чтобы остаться на рынке придется, хочешь – не хочешь.
Убытки, которые понесут авиаперевозчики, от сокращения рейсов в Турцию еще предстоит оценить. К примеру, из-за запретов на полеты в Египет к концу этого года авиакомпании России потеряют около 9 млрд рублей.
Но, может, то, что не делается, все к лучшему?
У российской туристической отрасли появился шанс выйти на новый уровень, заменив Египет и Турцию. Правительство уже заявляло о своей готовности поддержать отечественную отрасль, и, как заявила первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, «в правительстве есть резервы на сложные непредвиденные обстоятельства в случае, если будет необходимо, оказывать какую-то финансовую поддержку туроператорам или авиакомпаниям».
Прорвемся!
Что касается продовольственного эмбарго, которое предложил ввести член Общественной палаты России Павел Сычев, что уже действует в отношении ЕС, Канады, США и еще ряда стран, то запретить необходимо импорт мяса, рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей.
«Много фактов говорит в пользу того, что Турция покупает дешевую нефть у ИГ (запрещенная в России организация). Поэтому ввод экономических мер был бы логичен. Речь идет именно о запрете ввоза продуктов питания», – сказал Сычев.
В настоящее время Турция – это один из крупнейших торговых партнеров России (она занимает 6 место с товарооборотом в размере $31,6 млрд за прошлый год). Экспорт – $24,9 млрд, импорт составил $6,6 млрд. Во внешнеторговом обороте России турецкая доля со всеми странами – 4%, по экспорту – 4,9%, по импорту – 2,3%.
С начала 2015 года по июль российско-турецкий товарооборот снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 21,5% ($14,4 млрд), экспорт – $12 млрд (упал на 16,5 %), импорт – $2,4 млрд (упал на 39,8%). Девальвация рубля – основная причина снижения.
Турция получает от России:
• газ,
• нефть, нефтепродукты,
• металлы,
• уголь,
• пшеницу.
Из Турции мы получаем:
• продовольствие и сельхозсырье (33,2% – января-июля 2015),
• машины, оборудование и транспортные средства (23,4%),
• текстиль и обувь (17,6%),
• продукты питания (овощи и фрукты).
Ввести эмбарго на поставку продуктов из Турции весьма проблематично, альтернативы ей просто нет, ведь импорт из стран ЕС уже запрещен. И все это может привести к дефициту овощей, фруктов в торговых сетях, особенно в осенне-зимний период. Стоит быть готовыми к росту цен на эти продукты питания, как уже было в прошлом году после ответных санкций со стороны России.
На продовольственные товары, что попали под контрсанкции, за 2014 год, по оценке Минэкономразвития, цены выросли на 17,9%, в том числе с начала ввода контрсанкций – на 8,1%.
«Вследствие возросшего спроса и ослабления конкуренции импорта резко выросли цены на отечественное сельскохозяйственное сырье», – констатировало ведомство.
Инфляция в 2014 году составила 11,4%, по итогам этого года рост цен по прогнозам составит около 13%.
Но ведь в том году этот момент мы пережили, да и сейчас страна находится на пути полного импортозамещения. Никто не говорит о том, что будет легко, а к трудностям мы привыкли, согласитесь?
Прорвемся!
Не только эти отрасли затронет прекращение отношений с Турцией. Долгое время турецкие компании были очень активны на рынке недвижимости в нашей стране (в основном занимались строительством).
«В начале двухтысячных практически все отстроили турки. С тех пор они уже не занимают лидирующего места, однако по-прежнему считается, что они могут качественно делать сложные проекты», – говорит Денис Соколов, управляющий партнер Cushman & Wakefield.
Так, за 20 лет турецкие компании построили на рынке Москвы около 24 млн квадратных метров недвижимости. Крупнейшие турецкие игроки на российском рынке недвижимости:
• Enka (участвовала в реконструкции зданий Госдумы и правительства РФ), являлась единственной иностранной компанией, которую допустили к строительству энергоблока Березовского ГРЭС в Красноярском крае. Данная компания вложила 530 млн в строительство многофункционального комплекса «Кунцево плаза», кроме этого имеет проекты на $500 млн.
• «Ренейссанс Констракшн», основанный выходцами из Enka еще в 1993 году (строил три башни Москва-Сити, включая «Федерацию»).
Уход турецких компаний для российского рынка может значить немало, ведь столичные власти до последнего дня видели в турках одного из ключевых партнеров. Качественно работающие подрядчики уйдут, страна потеряет инвесторов, готовых вложить сотни миллионов долларов. Но и это – проблема временная.
Касаемо подрядчиков, которые качественно работают. Сейчас правительство взяло курс в сфере образования на увеличение престижа технических профессий. Повысим престиж, повысим качество подготавливаемых кадров, и будет всем счастье. А инвесторов наша страна и так сможет найти, благо, со многими странами отношения у России хорошие. Процесс кропотливый, но…
Прорвемся!
Российско-турецкие проекты в сфере энергетики находятся также под угрозой. Россия может отказаться от строительства в Турции АЭС «Аккую» с четырьмя энергоблоками, которое ведется на условии «строй – владей – эксплуатируй». В этом случае, наша страна потеряет уже вложенные в проект деньги – $3 млрд. Однако и турецкая сторона может разорвать контракт.
Под угрозой проект газопровода «Турецкий поток». Однако с какими бы речами не выступал Эрдоган, мол, российскому газу найти замену Турция сможет в один момент, это не так. Турция – это второй по объему импортер российского газа после Германии, и именно по этой причине турецкая сторона будет пытаться всячески вынести газовый вопрос за пределы конфликта. Уже глава турецкого министерства энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак заявил, что «не смотрит пессимистически» на отношения двух стран в отрасли. А зря.
Конечно, сейчас еще не было никаких официальных заявлений по поводу прекращения отношений в экономической сфере между Россией и Турцией. Но, думаю, России можно рискнуть и перерубить все связывающие нас нити. Мы-то выкарабкаемся из сложившихся проблем… а Турция? Она нужна террористам, которых турецкие власти поддерживают, временно. И на них явно рассчитывать не следовало бы.
Да и, уверена, после таких событий, продолжать какие-либо отношения не стоит. Хотя бы по отношению к себе, это неуважительно. У нас честь и достоинство есть, уж простите, турки, но такое не прощается.
Ева Лисовская
Источник: cont.ws