Эксперт: МВФ требует быстро провести реформы, а Беларусь просит время Международный валютный фонд пока что не дал согласие на выделение нашей стране кредита на $3 млрд
С 9 по 20 ноября в Беларуси с визитом находилась миссия Международного валютного фонда. Специалисты должны были изучить состояние экономики в нашей стране. Напомним, Беларусь просит новый кредит у МВФ: $3 миллиарда на три года. Взамен фонд требует провести в стране реформы. Визит миссии закончился, журналисты получили пресс-релиз.
– Персонал МВФ и официальные органы Республики Беларусь добились существенного прогресса в обсуждении ряда мер экономической политики, которые могли бы быть поддержаны договоренностью о трехлетней программе в рамках Механизма расширенного финансирования. Для обсуждения некоторых вопросов требуется больше времени. В предстоящие несколько недель предполагается дистанционно продолжить их обсуждение, – говорит глава миссии МВФ по Беларуси Питер Долман.
Сообщений о кредите нет. Почему же не договорились?, – задалась вопросом “Комсомольская правда” в Беларуси.
– Скорее всего, не сошлись по срокам реализации программы. Собственно, это было очевидно еще до начала переговоров. Миссия МВФ просит провести реформы в течение 6-18 месяцев, а белорусская сторона говорит о 3-5 годах, – говорит старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
– В прошлый раз Беларусь получала кредит по программе стенд-бай: его нам выделяли в 2009 году в размере $3,5 миллиарда. Чем нынешний кредит отличается?
– Предыдущий кредит выделялся для изменений в денежно-кредитной сфере. МВФ требовал сделать гибкий курс, а также прекращения финансирование госпрограмм. Требовали и создать Банк Развития, который должен аккумулировать «плохие» долги госпредприятий. По сути же, Банк Развития стал инструментом государственного финансирования. Нынешний кредит – это программа расширенного финансирования, которая предполагает более широкий круг структурных реформ. Это и приватизация госпредприятий, и поддержка безработных.
– Предыдущий кредит по сумме был больше, но реформ требовали меньше. Почему?
– Возможно, тогда казалось, что гибкий курс может привести к финансовой стабильности. Сейчас финансовая стабильность достигнута, но при этом мы имеем ощутимое падение экономики. То есть нужны реформы более широкого спектра.
– Сейчас нам будут давать деньги за какие-то конкретные реформы?
– Это догадки. Но, скорее всего, если кредит будет, то траншами. А программу разобьют на этапы: выполнение определенного этапа – определенный транш.
– Беларуси сейчас очень нужен кредит? Или и без него проживем?
– Теоретически, если нам удастся договориться с Евразийским фондом стабилизации и развития на эту же сумму, то острая потребность в кредите от МВФ спадет. Но будет совсем плохо, если мы не договоримся ни там, ни там. В следующем году нам надо выплатить около $3,3 миллиарда по долгам. Бюджетом предусмотрено пустить на это внутренних ресурсов $1,1 миллиард – это пошлина от экспорта нефтепродуктов, при условии, что среднегодовая цена барреля нефти будет $50. То есть, 2,2 миллиарда долларов надо привлечь кредитами.
КСТАТИ
Страна всегда вовремя рассчитывалась с МВФ
Последний транш по предыдущему кредиту Беларусь отдала МВФ весной этого года.
– Ни разу никаких просроченных задолженностей перед МВФ у нас не было, – говорит Вадим Иосуб. – Договоренности с МВФ никто не хочет нарушать. Мы часто подчеркиваем: вот, выплатили в срок, никогда не нарушали. МВФ – это такой кредитор самой последней инстанции, от которого можно получить деньги в ситуации, когда никто не дает ни на рыночных, ни на каких-то других условиях.
Ольга Ерохина
Источник: kp.by