Дмитрий Евстафьев: про Москву

Дмитрий Евстафьев: про Москву

Для начала давайте разделим «биологического» Сергея Семеновича Собянина , которого нам периодически показывают по телевизору, и «коллективного», который нашей Москвой в силу разумения «рулит».

Оставим «биологического» Сергея Семеновича Собянина в покое, тем более, что живьем я его никогда не видел и судить мне трудно. Нас, естественно, больше интересует «коллективный» «Сергей Семенович Собянин». То есть, то, что мы называем «руководство города», «система», если хотите.

Не сочтите за предвзятость, но я считаю результаты деятельности «коллективного Сергея Семеновича Собянина» в целом положительными. После длительного «лужковского периода» городу нужен был новый взгляд и новый подход. Мне, правда, нравится очень многое, что сделано в Москве. И я понимаю, что очень многое пришлось делать жестко не по жестокосердию, а потому, что по-иному никак. «Собяиницы» действовали сугубо технократически. И это было совершенно правильно, потому, что мой город устал от сантиментов и рюшечек «а-ля рюс», каковыми были многие лужковские начинания позднего периода. Мой город в последние годы Лужкова явственно отставал от времени. И чем дальше, – тем больше. Мой город задыхался в проблемах, которые никто не хотел решать, потому, что не хотел….. Встряска была объективно необходима, а сделать ее в полной мере мог только «свежий» человек, не вовлеченный в лужковский «круговорот». Да, жестко. Но по-другому было уже никак. У каждого города – свои «90е» и их приходится «выламывать».

Взять, к примеру, проблему парковок. Ну, это же чисто московская «хрень» (другого термина у меня нет), – бросить машину, где попало, загородить проезд и наплевать на всех. Я, конечно, пешеход, на машине не езжу, но я помню километровые вереницы троллейбусов и автобусов в центре, потому, что какой-то цаце надо было маникюр сделать. Это началось, конечно, в 90-е. Но это настолько въелось в нас, что, да, ломать надо было «через колено». И, согласитесь, все же по Москве стало возможно ездить. Медленно, но ездить. Это – правда, не пропаганда.

 И идея свободных городских пространства, – это тоже «собянинцы». При Лужкове даже и мысли такой не было. А теперь – приезжайте, на площадь Маяковского (Триумфальную). Посмотрите, как там интересно все сделано. По уму. Да, есть проблемы и ошибки, но пространство удалось. Какой критерий? Да простой – там постоянно гуляют люди. Посмотрите, как начала оживать Никольская (25 октября), улица, убитая насмерть еще при советской власти. Форменный бомжатник, упиравшийся в Кремль. Теперь, при всех издержках, эта территория начинает оживать, равно, как стал оживать «пятачок» между Музеем Ленина (ныне Музеем 1812 года) и Торговым центром под Манежной. Там постоянно интересные выставки и ярмарки – для этого это место вообще-то и было предназначено. Там жизнь появилась, а не только вечные анпиловцы и иностранные туристы в поисках армейских ушанок.

 А развязки? Как классно стали делать в Москве развязки! Мы ездим на дачу по Ленинскому проспекту, там такую развязку делают и уже частично сделали, что прямо дух захватывает, как мощно, масштабно и с умом! Вот это уровень, вот это задумка! Когда его проезжаешь, дух захватывает!

 Но есть три проблемы, которые меня  тревожат и которые до известной степени подрывают многое положительное, что делает руководство города.

Первое. Ярко выраженный классовый характер московской власти. Это власть богатых. Классический пример – те же парковки. Лежащее на поверхности полит-технологическое действие: развернуть кампанию по борьбе с дорогими иномарками, владельцы которых заклеивают номера от парковочных сканеров или поднимают багажники. Это уже просто неприлично! Я видел «Ролс-Ройс» с заклеенным номером! Тоже 150 рублей до зарплаты не хватает? «Бентли» и «Кайенов» таких не счесть. По-русски это называется «жлобье». Начни бороться с этими гавриками, причем жестко, – тут тебе и рейтинг вверх попрет (ибо достали своей простотой, если честно), и деньги потекут. Но наше городское руководство будет терпеть политические и имиджевые издержки от продвижения платной парковки в «спальные районы», но ему даже в голову поднять руку на «своих» не придет. Еще более классовый характер носил случившийся в последний год тотальный погром мелкорозничной торговли. Интересы крупных торговых сетей, «своих» оказались явно ближе, нежели потребности москвичей среднего и ниже среднего достатка. Рискну предположить, что значимость этой проблемы в нынешней кризисной ситуации будет нарастать.

Второе. Увы, очень много халтуры. Почти ни один проект в Москве последнего времени не выполнен без нареканий. Хотя, что интересно и провальных нет (а потенциально катастрофические, например, мегамолл у Белорусской – отменены; молодцы ребята, кстати, хватило воли и упертости). Практически на всем – даже на великолепно задуманной площади Маяковского – как бы написано: «и так сойдет». Доделают, – вопроса нет. Но почему не сразу? Половина Кирова (Мясницкой) до бульваров сделана пристойно, вторая половина – к Красным воротам…. Без мата не напишешь. Развернули, не считаясь с ресурсами, реконструкцию подземных переходов и выходов метро, – бросили, недоделав. «Киевскую» (мелкого залегания) не могут доделать уже больше года, такое впечатление, что начали, потом бросили. Сил не хватило. И так, – очень во многом. В здравоохранении, например. Правильная концептуально идея убита и дискредитирована халтурным исполнением. Да, возьмем, хотя бы, пресловутых прособянинских ботов, заполнивших соцсети в последнюю неделю, которые, собственно, и подвигли меня на написание данного опуса. Все же можно было сделать изящнее и профессиональнее. Просто чуть дольше делать пришлось бы. Не удосужились, – опять сработала формула «и так сойдет».

Третье. Возможно, самое главное. Наше начальство, боюсь, даже не задумывается о том, что у города, а, тем более, у такого города, как Москва, есть душа. Вот, Лужков это понимал. Он, правда, думал, что «душа Москвы», – это он сам, с чем и были связаны нарастающие особенно в последние годы его правления чудачества, мягко скажем. Но про наличие у Москвы «души» он знал точно. Для нынешней власти – Москва всего лишь некий набор логистических схем, рекламных площадей и недвижимости. Они ее не чувствуют. Не могут или не хотят. Знаете, я часто хожу на работу мимо Хитровского «сквера». Удивительное место. Оно, как ничто другое отражает текущее состояние Москвы, ее настроение. Сквер стоит на том самом месте, где до Революции 1917 года был навес, под которым собирались хитровские оборванцы-хитрованцы для найма на поденную работу. И это был символ. Потом, когда разогнали «старую Хитровку», которую Гиляровский очень, надо сказать, деликатно описал в своих рассказах, там построили Транспортный техникум. И это тоже был символ новой Москвы. При Лужкове техникум, само собой, снесли, и начали проектировать бизнес-центр. И это тоже был символ. Более чем символ. А теперь на этом месте – пустота. И почти никого не бывает. Даже в солнечные дни. Бессмысленное и ничем не заполненное голое пространство. Душа ушла…. И так – много где. А всего-то нужно вспомнить, что Москва – город «мастеровой». Но, чтобы вспомнить, надо это знать и понимать.

Подчеркну еще раз: в целом я позитивно отношусь к деятельности руководства Москвы. Другой вопрос, что времена меняются и надо развиваться вместе с этими временами, чтобы не стать тормозом развития. И как долго результаты деятельности «коллективного Сергея Семеновича Собянина» будут оставаться в «зеленой зоне» тоже понятно. Недолго. Времена меняются слишком быстро и слишком жестко. Вопрос в том, насколько московские власти это понимают, пока для меня открыт.

Но, справедливости ради, скажу, что тот же московский ОНФ при всех издержках, в том числе именно «московских» издержках, проявляет довольно много здравого смысла и операционной разумности. Что внушает мне определенный оптимизм.

Так, что не так уж все и плохо,  но и до “сияющего града на холме” пока еще идти и идти.

Дмитрий Евстафьев

Источник: publizist.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий