ВВП Украины за первые десять месяцев этого года снизился почти на 12%, а данные статистики по промышленному производству выглядят, на первый, взгляд, и вовсе ужасающе. Например, угледобывающие предприятия страны в январе-октябре снизили добычу на 42,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Шахты Донецкой области за десять месяцев обеспечили добычу менее 12 млн тонн угля (почти -50%), Луганской – около 3,6 млн тонн (-78,3%). А ведь и в 2014 году мы наблюдали практически аналогичный спад угледобычи.
И вот, на фоне этих неприятных цифр председатель Донецкой областной государственной администрации Павел Жебривский заявляет о том, что на базе всех объектов угледобывающей отрасли, находящихся на “украинской” территории, будет создана единая государственная компания. В нее войдут, во-первых, сами шахты, а, во-вторых, ныне принадлежащие частным собственникам и подлежащие реприватизации угольные поля и обогатительные фабрики. “На сегодня уже образована специальная рабочая группа, которая совместно с представителями областной власти и шахтного руководства будет вырабатывать предложения по механизму формирования новой компании и согласовывать их с профсоюзами. После этого они будут поданы в профильные министерства, правительство и президенту. Вероятно, это будет длительный процесс”, – отметил глава ДонОГА.
Особенно интересно тут то, что сейчас большинство обогатительных фабрик и угольных полей, расположенных в этой части региона, входят в состав холдинга “МАКО” Александра Януковича. И, как полагает г-н Жебривский, монополизация им соответствующих рынков повлекла за собой вымывание прибыли с государственных шахт. Плюс, разумеется, боевые действия в Донбассе, которые привели к многочисленным повреждениям инфраструктуры и разрушению технологических цепочек.
В ДонОГА пришли к выводу, что создание единой госкомпании позволит, во-первых, взять под контроль все звенья производственного процесса и таким образом его оптимизировать, во-вторых, самостоятельно сбывать продукцию и, в-третьих, аккумулировать весь объем прибыли и максимально эффективно его использовать. “В результате работа угледобывающей отрасли в этой части Донбасса будет нормализована, что, в свою очередь, обеспечит бесперебойные поставки сырья украинским тепловым электростанциям (ТЭС) и, соответственно, стабильное функционирование отечественной энергосистемы”, – подчеркнул донецкий губернатор.
В это же время пресс-служба “Донбасской топливно-энергетической компании” (ДТЭК) Рината Ахметова, добывающей почти 50% общего объема энергетических углей в Украине, в основном – на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, и контролирующей четыре из шести энергогенерирующих компаний в стране, сообщила, что к 1 ноября необходимый компании для прохождения зимнего периода объем угля был накоплен. При этом в пресс-службе уточнили, что его запасы на складах этих ТЭС даже на 37% больше (!) тех, которыми она располагала годом ранее.
Тем более удивительно, что ДТЭК удалось этого достичь, несмотря на ряд весьма неблагоприятных факторов. Главным из них является, конечно же, крайне низкий уровень загрузки производственных мощностей. Так, на предприятии “ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса” (ДНР), которое относится к числу крупнейших в Украине по объему добычи энергетических углей, он составил лишь 40,4% от запланированного, а в компаниях “ДТЭК Свердловантрацит” и “ДТЭК Ровенькиантрацит” (ЛНР) – и вовсе 25,1% и 24,5%. Вторым почти столь же важным неблагоприятным фактором остается изрядно затрудненный вывоз продукции из зоны АТО. И, наконец, третьим – огромный долг государства Украина в лице ГП “Энергорынок” за уже полученную от ДТЭК электроэнергию.
Само собой разумеется, что в не менее сложных условиях работают и расположенные на территории ДЛНР металлургические предприятия. Большинство из них к весне этого года возобновили производственную деятельность после вынужденного простоя, обусловленного, опять-таки, непрекращающимися боевыми действиями и почти полностью парализованным железнодорожным сообщением в зоне АТО. Однако ни одному из них до сих пор так и не удалось довести объемы производства продукции до прежнего уровня. “Дело в том, что доставка на метпредприятия Донбасса железорудного сырья, которое производят в Днепропетровской области, из-за особого статуса ДЛНР и осложненной войной логистики, по-прежнему происходит с перебоями. Наряду с этим, частые перепады напряжения вызывают внеплановые простои. И, наконец, объемы газа, поступающие на предприятия, недостаточны. А потому – уровень загрузки производственных мощностей в этом сегменте не превышает 40-50%”, – поясняет “Росбалту” на условиях анонимности независимый эксперт по базовым отраслям промышленности.
Как бы то ни было, но пока для крупного бизнеса, работающего в таких системообразующих отраслях, как угледобыча и металлургия, основные параметры экономической деятельности как на территории подконтрольных Украине Донецкой и Луганской областей, так и на территории ДЛНР остаются одинаковыми. “Все крупные компании, такие как ДТЭК, “Метинвест”, “Индустриальный союз Донбасса”, зарегистрированы в так называемой “континентальной Украине”, а потому – экспортную деятельность они ведут через Украину и платят налоги в госбюджет Украины. Перевозки в зону АТО и из нее осуществляют в соответствии с приказом первого заместителя руководителя антитеррористического центра при СБУ “Временный порядок контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения”. Одним словом, крупный бизнес, вне зависимости от местонахождения его производственных мощностей – в ДЛНР или Украине – работает в рамках правового поля Украины”, – уточняет эксперт.
При этом, по его словам, вполне очевидно, что в одних сегментах, таких как углепром или электроэнергетика, экономическая деятельность на территории самопровозглашенных республик осуществляется более эффективно, а в других – не менее эффективно, чем в Украине. “Почти все предприятия, которые работали, работают и сейчас. Пусть с меньшей нагрузкой и большими трудностями, но – восстанавливаются и работают”, – подчеркивает он.
Несколько иного мнения о радужных перспективах этой отрасли в Донбассе придерживается старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь: “Не следует забывать, что металлопродукция – это товар, который для снижения его себестоимости транспортируют только морским путем. А все порты, как известно, остаются под контролем Украины, что делает перспективы метпредприятий, мягко говоря, туманными”.
Тем не менее, столь же очевидно и то, что государство Украина заинтересовано не только в сохранении жизнеспособности, но и в оптимизации экономической деятельности крупного бизнеса ДНР и ЛНР, работающего в таких отраслях, как углепром, поскольку от этого зависит бесперебойное функционирование энергосистемы всей страны, металлургия, поскольку она обеспечивает значительную часть валютных поступлений в казну и, следовательно, более-менее стабильный курс национальной валюты, и т.п. А значит, его перспективы его перспективы далеко не так туманны, как кажется на первый взгляд.
Однако при этом положение крупного бизнеса ДНР и ЛНР является весьма двусмысленным. С одной стороны, “республиканцы” настаивают на том, что экономика “независимого” Донбасса должна быть автономной и самодостаточной. И это подразумевает, что весь бизнес региона должен был бы работать в правовом поле республик и платить налоги в их казну. А с другой, и металлурги, и угледобытчики сбывают значительную часть своей продукции за рубежом, то есть – являются субъектами внешнеэкономической деятельности, которая возможна только в условиях признанного государства. Из чего следует, что при всем желании крупный бизнес на внешних рынках “под флагом” ДНР и ЛНР свою продукцию просто не смог бы реализовать. Поэтому – до тех пор, пока республики остаются в “серой зоне” – он заинтересован в своей принадлежности Украине не меньше, чем она сама.
Елена Герасимова
Источник: rosbalt.ru