Доходы агротуристического бизнеса падают, к тому же государство готовит ему повышение налогов в следующем году. Тем не менее, владельцы сельского бизнеса ищут свободные ниши на рынке и готовы вырасти из формата «баня и шашлык».
Агротуризм доживает свои веселые деньки
В следующем году агроусадьбам собираются повысить налоги: если сейчас владельцы бизнеса платят государству одну базовую величину в год, то после Нового года уплачивать данную сумму придется ежемесячно.
И это не все – некоторым агроусадьбам придется раскошелиться больше, чем другим. Кому и насколько – пока непонятно, так как проект указа еще не опубликован. Из комментариев чиновников можно заключить, что ставку налогов увеличат тем усадьбам, в которых проводятся праздничные мероприятия: выпускные, свадьбы, корпоративы, а также тем, кто оказывает широкий спектр услуг – в качестве примера нетрадиционной услуги назывались сауны.
В «черный список» попадут и те, кто расположен в престижной курортной зоне.
Кроме того, увеличивать ставки налогов на агроусадьбы, возможно, смогут местные власти по собственному усмотрению. Планируется, что это будут советы депутатов. Они смогут повышать неугодным усадьбам ставку в десять раз.
Судя по комментарию замминистра спорта и туризма Михаила Портного, властям не нравится, что агроусадьбы отбирают хлеб у государственных санаториев. «Это зачастую вредит государственной торговле и санаториям, находящимся рядом с такой мини-гостиницей», — заявил замминистра.
Повышение налогов государство также объясняет заботой о самих игроках рынка: «Мы ни в коем разе не хотим что-то запретить, цель иная – защитить добросовестные субъекты, чистоту идеи», – сказал директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин.
Баня, водка и шашлык
По оценке Минспорта и туризма, доходы агроусадеб за нынешний год сократились по сравнению с прошлым годом всего на 20%. Озвучивая эту цифру на конференции «Агроэкотуризм-2015», Вадим Кармазин подчеркнул, что падение доходов в аграрном направлении оказалось меньшим, чем в других отраслях туризма.
Сами владельцы агроусадеб на конференции, прошедшей в минувшую пятницу в Минске, не говорили ни о планируемом повышении налогов, ни о падении до ходов – по крайней мере, со сцены. Выступления касались в основном проблем внутренних – скудости предложения на рынке и ограниченности кругозора владельцев бизнеса. Выяснилось, что большинство агроусадеб предлагает один и тот же набор услуг.
Тему для обсуждения задал эксперт из Литвы Линас Жабалюнис. Он рассказал о результатах исследования отрасли в его стране. Оказалось, что специализация литовских агроусадеб довольно однообразна, большинство представляют три направления: «организация праздников», «спокойный отдых» и «активный отдых».
Многие усадьбы продают одно и тоже, а поэтому конкуренция в отрасли велика. Между тем пустующими остаются довольно большие ниши: “оздоровительная усадьба”, “кулинарное наследие” и “сельское хозяйство/агротуризм”.
“Каждая усадьба у нас имеет баню, но они не продают оздоровительные процедуры. Многие предлагают свое меню, но они не могут позиционировать его как кулинарное наследие”, – сказал Линас Жабалюнис.
Представители белорусского агротуристического бизнеса подтвердили, что проблема близка нашей стране, а возможно, здесь с разнообразием еще хуже.
Один из владельцев агроусадьбы в Воложинском районе отметил, что в Беларуси отдых в сельской местности представлен традиционным набором «баня, водка и шашлык». Здесь не реализован потенциал таких видов отдыха, как велосипедный, конный, водный и тому подобные. Он предложил тем регионам, которые расположены рядом с Минском, осваивать новые направления, интересные продвинутой аудитории.
Огонек жизни в умирающей деревне
Указ о развитии агрэкотуризма №372 был подписан в 2006 году. Документ освобождает субъектов агротуристической деятельности от налогов – они уплачивают лишь одну базовую величину в год. Согласно указу, такая деятельность не является предпринимательством и не требует лицензии. Предполагалось, что преференции, закрепленные указом, будут действовать до 2021 года.
Данный документ получил положительные отзывы от представителей бизнеса и сельских сообществ. Льготы стали толчком для развития отрасли – за десять лет число туристических объектов на селе увеличилось от нескольких десятков до двух тысяч.
Эксперты подчеркивают: агроусадьбы – это не просто бизнес, это возможность для людей остаться в деревне и поддерживать там достойный уровень жизни. Здесь уместно вспомнить бизнес успешного белорусского фермера Михаила Шруба: он занимается овощеводством и животноводством, а кафе и агроусадьбу содержит, чтобы было чем занять жену и дочь, которые не питают любви к картошке и свиньям.
Остается надеется, что планируемые на следующий год поправки в указ не оборвут тонкую ниточку, удерживающую многих людей от переезда из села в город.
Анастасия ГУРИНА
Источник: rest.ej.by