Вадим Жартун: соломенные псы

Вадим Жартун: соломенные псы

Есть древняя китайская традиция — украшать религиозные праздники изображениями собак, выполненными из соломы, которые по окончании церемонии сжигают. Сейчас термин “соломенные псы” означает что-то ненужное или созданное с единственной целью — быть уничтоженным.

Посмотрите на этого мальчика. Лет через 10-15 он попытается убить вас или кого-то ещё, если его самого не пристрелят раньше. Он — та самая соломенная собачка, которая должна сгореть в пламени очередной войны. Таких, как он, на Земле сейчас почти миллиард.

Каждый из этого миллиарда одновременно является жертвой и палачом, следствием и причиной неизбежной трагедии. С того самого момента, как этот малыш родился, его судьба предопределена, и помешать этому не может никто: ни вы, ни я, ни его родители, ни правительство его страны, ни Совбез ООН.

Причина, по которой я могу с уверенностью утверждать, что миллиард мальчишек гарантированно попадёт в мясорубку, настолько проста и очевидна, что в неё не хочется верить. Она резко противоречит гуманистическим воззрениям и связана с самыми тёмными глубинами человеческой природы.

Сейчас я вам о ней расскажу, а заодно буквально за пять минут сделаю из вас эксперта в геополитике, который будет безошибочно предсказывать место и время наступления гуманитарных катастроф.

Как оказалось, для этого не нужно знать экономическое положение стран региона, их военный потенциал, исторически сложившиеся межнациональные и межконфессиональные противоречия. Для безупречно точного прогноза вам понадобится всего одна цифра.

Чтобы предсказать катастрофу заранее, достаточно подсчитать количество мальчиков в возрасте до 4 лет и сравнить его с количеством мужчин от 40 до 44 лет. Если на 100 мужчин приходится больше, чем 80 мальчиков, ждите беды. Они подрастут и, как только доля молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет по отношению к общему количеству населения страны превысит 30%, в стране с вероятностью более 90% произойдёт вспышка насилия.

Да, вот так просто. Когда в семье рождается ребёнок — это счастье. Когда рождается много детей — это огромное счастье. Когда детей в стране рождается слишком много, дело чаще всего заканчивается реками крови.

Эта пугающая закономерность была описана в книге немецкого профессора Гуннара Хайнзона “Сыновья и мировое господство: роль террора в подъёме и падении наций” (Sohne und Weltmacht: Terrorism, Aufstieg und Fall der Nationen), вышедшей в свет в 2003 году.

К самой книге можно и нужно относиться с изрядной долей скепсиса. Как это часто бывает, из одной гениальной идеи автор попытался выжать целую книгу и получилось, на мой вкус, не очень: экскурсы в историю колонизации Америки выглядят притянутыми за уши, рассуждения о внутренних механизмах вспышек насилия — поверхностными, а прогнозы относительно будущего Европы — чрезмерно апокалиптичными.

Тем не менее, чёткая связь между процентом молодёжи и уровнем насилия в стране сомнений не вызывает. Из всех стран с населением более 10 миллионов и долей молодёжи больше 30% я смог найти только одну, в которой всё спокойно — Гану.

Во всех остальных (а их более 60) либо идёт гражданская война, либо она только что закончилась, либо конфликт идёт в вялотекущей форме — волнения, беспорядки, государственные перевороты.

Типичные страны из этой группы вы легко узнаете по названиям: Сирия, Ирак, Палестина, Йемен, почти вся Африка — Ливия, Египет, Сомали, Нигер и так далее, Колумбия, Мексика, Пакистан, Афганистан, Камбоджа и многие другие.

Всего в развивающихся (точнее — недоразвитых странах) сейчас живёт более 900 миллионов молодых людей. Тот самый миллиард потенциальных жертв, огромный и быстро пополняющийся запас пушечного мяса.

Поводы для вспышек насилия оказываются самыми разными. Их могут спровоцировать:

— межгосударственные конфликты;
— межнациональные противоречия;
— религиозная рознь;
— войны мафиозных кланов;
— идеологическое противостояние.

Если в стране распространён ислам — ждите джихада и смертников, если завелись коммунисты — значит, по джунглям будут шастать партизаны, если сильны христианские традиции — вероятнее всего, дело обойдётся мафиозными разборками.

Среди стран бывшего СССР в зоне особого риска находятся: Таджикистан (40% молодёжи), Узбекистан (36%) и Кыргызстан (35%). Остроту ситуации отчасти смягчает близость РФ, в которую мигрирует избыток активной молодёжи из этих государств. Тем не менее, ситуация в Средней Азии может начать ухудшаться в любой момент.

Причины, по которым именно молодёжь связана с насилием, можно обсуждать до бесконечности. Идеализм, максимализм, идиотизм, полное отсутствие перспектив, ощущение несправедливости происходящего, податливость чужому влиянию — всё это превращает молодых людей из неблагополучных стран в убийц. Не случайно в лагерях для тренировки наемников и воспитания смертников на Ближнем Востоке возраст “воспитанников” колеблется от 12 до 18 лет.

Лучшее, что можно сделать для решения этой проблемы, — принять меры для ограничения рождаемости и заняться образованием молодёжи. Положительный результат не гарантирован, но в случае Ганы это сработало.

Второй важный шаг — беспощадная борьба с любыми радикальными организациями на территории страны. Особое внимание имеет смысл уделить исламу, который в силу своих особенностей работает как катализатор насилия.

Ещё один ключевой момент — адекватная оценка этой молодёжи. Они готовы убивать, их жизнь не стоит ничего — ни для них самих, ни для их родителей. Образумить их так же сложно, как снять с иглы героинового наркомана. Если невозможно помешать соломенным собачкам сгореть, то можно хотя бы не дать им поджечь ваш дом. Толерантность и гуманизм имеют право на существование, но только после самосохранения и самозащиты.

Глупее всего выглядят попытки решить проблему неблагополучных стран с помощью подачек — безвозвратных кредитов или гуманитарной помощи. Лучше всего это видно на примере Африки: после того, как добрые белые люди спасают от голода и болезней миллион несчастных африканских детей, они размножаются со скоростью саранчи и через несколько лет от голода приходится спасать уже не один миллион, а десять.

Мы с вами живём в странное время, друзья. Ещё пару сотен лет назад даже говорить о проблеме раздираемых внутренними конфликтами и нежизнеспособных стран было бы странно — их участь была проста и незавидна: такие страны завоёвывали, а население в лучшем случае заставляли работать на победителей.

Возможно, в будущем человечество научится исцелять этих социальных уродцев, но пока всех его возможностей хватает только на то, чтобы поддерживать их убогую жизнь и одновременно защищаться от их агрессивных выпадов.

Не знаю, насколько это на самом деле правильно. Может быть, гораздо гуманнее позволить соломенным псам сгореть?

Вадим Жартун

Источник: rosbalt.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий