Когда будут воссозданы политические училища?

By admin Nov 24, 2015

Рисковать жизнью за идеи, которые сегодня считаются приоритетными, а завтра легко отправятся на свалку, мало кому хочется. Даже необходимость защиты своей земли от врага не аргумент для человека, у которого в голове идеологическая каша. Но решать проблему все равно придется.

Вместе с тем кое-где на свой страх и риск неравнодушными офицерами проводится, условно выражаясь, мягкая идеологическая обработка подчиненных. Но это до первого звонка в прокуратуру или ФСБ. Так было в одной части, дислоцированной в Нижегородской области, когда солдаты не без помощи своего командира роты разучили и пели во время вечерней прогулки «неуставную» песню с патриотическим подтекстом. В дело быстро вмешались сотрудники компетентных органов, и теперь на плацу звучит проверенный временем армейский хит «У солдата выходной».

Русский мир

Наилучший выход из положения – использовать опыт прошлого.

Концепция Русского мира была приоритетной во внутренней и внешней политике страны на протяжении почти тысячелетия. С позиций дня сегодняшнего Русский мир является обозначением наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей, фактически каждого двадцатого жителя планеты. Их объединяют духовные и ментальные признаки русскости и неравнодушие к судьбе и месту России в мире. Защита их интересов, перспективы укрепления связей вплоть до воссоединения – задачи, под которые стоит выстраивать всю идеологическо-пропагандистскую работу в армии. Именно это позволит обосновать наше военное присутствие и на Украине, и в Сирии, и везде, где этого потребуют интересы Русского мира.

В новейшей истории термин «Русский мир» был введен в обращение с подачи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Термин принял и неоднократно использовал наш президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. На «прямой линии» в апреле прошлого года он довольно откровенно высказался по русскому вопросу: «Что же все-таки в основе наших особенностей? В их основе лежат ценностные ориентиры. Мне кажется, что русский человек или, сказать пошире, человек Русского мира прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому он обращен больше не в себя, любимого, он развернут вовне. Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри и мерило успеха – это личный успех, и общество это признает. Чем успешнее сам человек, тем он лучше. У нас этого недостаточно. Мне кажется, только у нашего народа могла родиться известная поговорка «На миру и смерть красна». Как это так?.. Это значит, смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество.

Нам, безусловно, есть что взять у других народов ценного и полезного, но мы всегда, сотнями лет опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили и они нам еще пригодятся».

Итак, глава государства прямо обозначил приоритеты патриотического воспитания, направления работы, которая должна найти свое отражение в соответствующих программах обучения и воспитания военнослужащих. Однако ничего подобного ни в армии, ни в других силовых структурах до сих пор нет.

Сегодняшние ВС уже сталкивались с ситуациями, когда солдаты едва ли не напрямую отказывались выполнять боевые задачи на территории иных государств. Очевидно, что одна из причин – отсутствие идеологического обоснования. Никто не смог солдату, воспитанному до поступления на службу в толерантном, деидеологизированном обществе, дать четкие ориентиры, определяющие понятия, что помимо России с ее геополитическими интересами существует и Русский мир.

Вот что предлагает, например, кандидат социологических наук капитан 1-го ранга запаса Александр Бадьянов: «Необходимо воссоздать политические училища по родам войск, но уже исходя не из классовых, а из национальных интересов с соответствующими названиями. Должна быть выработана перспективная программа, например «Формирование религиозно-политических качеств военнослужащих ХХI века», в которой излагались бы основные требования к призывникам: опора на традиционные ценности, такие как патриотизм, долг, соборность, справедливость, дружба и товарищество, профессионализм и т. д.». Следует также рассказать о русской идеологии и ее носителях: царе Иоанне Грозном, Л. А. Тихомирове, Ф. М. Достоевском, И. А. Ильине, митрополите Иоанне (Снычеве), Г. В. Плеханове, славянофилах, великих русских и советских полководцах и флотоводцах, об их опыте воспитательной работы с подчиненными.

Необходимо, по мнению Бадьянова, рассказать об истории как военного духовенства, так и политработников, так как политическое воспитание должно формироваться на православной основе, что и предполагает взаимодействие двух ранее противоположных институтов. И тогда центром идейно-нравственной жизни воинских коллективов в Российской армии станет религиозно-политическое собрание, которое создаст необходимый для армии актив, на который и должны опираться командиры и замполиты при проведении идеологической работы.

Начинать можно с изучения в рамках уже существующих, утвержденных приказом министра обороны Российской Федерации 2005 года № 170 занятий по общественно-государственной подготовке житий святых воинов, подвижников и мучеников. С этой работой вполне бы справились помощники командиров по работе с верующими военнослужащими.

Такими знаниями владели ратники Дмитрия Донского, солдаты Суворова и Кутузова, моряки Ушакова и Нахимова. Именно на примере житийной литературы, обладающей необходимой жизнеутверждающей одухотворенностью, можно будет формировать у воинов правильное понимание служения и подвига. Это поможет и необходимому обоснованию службы как служения, позволит обрести недостающую духовную мотивацию.

Напомню, что Церковью канонизированы лучшие люди православного мира и России, многие из которых были воинами: Илья Муромец и Игнатий Брянчанинов, Александр Невский и Федор Ушаков, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Дмитрий Солунский и Федор Стратилат, Дмитрий Донской и Ярослав Мудрый, Александр Пересвет и Родион Ослябя, Иоанн Русский и Мстислав Храбрый, тверской князь Михаил и его тезка из Чернигова, казненные в Орде и на Кавказе за отказ отступиться от веры как основы русской идентичности, базового параметра русского мировоззрения.

В чем превосходство изучения военнослужащими житий перед конформной толерантностью или светским разномыслием? Они в отличие от перманентно свергаемых с олимпа героев – от «рыцарей революции» до членов Политбюро ЦК КПСС – прошли проверку временем и приняты русским народом, на них воспитывались несколько поколений наших предков, создавших Великую Россию. Это, наконец, возврат к забытым традициям.

Предвижу вопрос: как быть военнослужащим, представляющим другие конфессии? Отвечу так: если в подразделении есть преобладание государствообразующего народа, – изучать наряду со всеми. Вместе с тем переработанные для армии жития должны быть адаптированы для современного человека и показывать глубину и красоту духовного мира России, знание которого пойдет только на пользу всем защитникам интересов Отечества.

 

Роман Илющенко

Источник: vpk-news.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply