Глава Республики Крым Сергей Аксенов призвал граждан готовиться к худшему варианту — полноценное восстановление энергетики может произойти не раньше запуска первой очереди энергомоста через Керченский пролив. Впрочем, это должно произойти уже 22 декабря, так что даже худший сценарий не катастрофичен, хотя и неприятен. Напомним, что в ночь на воскресенье полуостров был обесточен из-за подрыва на юге Украины линий электропередач (ЛЭП).
Несмотря на то, что в результате подрывов без света остался и ряд населенных пунктов Херсонской области, украинские власти не спешат искать организаторов терактов. Хотя никто особо не скрывает, что за подрывом ЛЭП стоит незарегистрированная в РФ организация «Меджлис крымско-татарского народа» и запрещенный в РФ «Правый сектор», которые организовали так называемую «транспортно-продуктовую блокаду» Крыма. Глава «меджлиса» Мустафа Джемилев заявил, что «активисты» допустят ремонтные бригады только к тем линиям, которые минуя Крым ведут в районы Херсонской и Запорожской областей.
В понедельник координатор блокады Крыма Ленур Ислямов в эфире одного из украинских телеканалов пригрозил, что ремонтные бригады не будут допущены к ЛЭП, пока полиция не выпустит задержанных «активистов». Но вместо того, чтобы приструнить разошедшихся радикалов, президент Украины Петр Порошенко выступил с инициативой о прекращении грузового сообщения с полуостровом, фактически поддержав действия радикалов. За это предложение уже выступил украинский премьер Арсений Яценюк. Хотя «блокада» полуострова длится с сентября, ранее украинские власти официально не поддерживали ее, но формально никак не препятствовали.
Несмотря на то, что все это выглядит, как попытки украинских властей напомнить о себе Европе, аналитики не исключают, что за подрывом ЛЭП и блокадой Крыма стоят куда более угрожающие силы, чем «незалежные» политики. Так, в «Независимой газете» появился материал о том, что следы могут вести к радикальным исламистским организациям, в том числе «Исламскому государству» *.
«Анализ информации, связанной с подрывами электроопор в Херсонской области и полным отключением от электроснабжения Крыма, говорит о том, что это хорошо спланированная акция. И к ее осуществлению причастны не только боевики так называемого меджлиса крымских татар и украинских националистов, но и законные власти в Киеве, спецслужбы США, а также представители радикальных исламистских организаций, ведущих борьбу против России», — пишет «НГ».
Автор напоминает, что к изданию попала копия письма к американскому сенатору Кристоферу Мерфи от 4 июля, подписанная Джемилевым. В нем «глава меджлиса» просит «выделить дополнительные деньги на протестные акции и передвинуть их сроки» на осень. Кроме того, вице-премьер Республики Крым Руслан Бальбек прямо обвинили Джемилева в связях с исламистами.
«Киевская власть окружила себя украинскими националистами и радикалами из меджлиса, тем самым создав все условия для появления в Украине пунктов по вербовке в ряды ИГИЛ. Джемилев неоднократно публично заявлял, что в Турции встречался с исламскими радикалами, которые воюют против правительственных войск в Сирии. Все это подтверждает, что Джемилев на Украине является проводником интересов ИГИЛ», — сказал Бальбек.
Количество упоминаний о связях Украины с «Исламским государством» растет с каждым днем. Ранее арестованный в Кувейте по подозрению в оказании поддержки «Исламскому государству» гражданин Ливана заявил, что покупал оружие и заключал сделки по приобретению на Украине китайских переносных зенитно-ракетных комплексов FN6. В начале ноября служба безопасности Украины официально подтвердила информацию о том, что боевики «Исламского государства» фактически используют страну как перевалочную базу. Что, если подрыв ЛЭП — это только первый шаг, и в дальнейшем можно ждать куда более опасных действий от украинских «активистов-исламистов»?
— Пока что нет даже косвенных доказательств, что за подрывом ЛЭП стоят исламисты. Есть предположения, которые вытекают из временной последовательности разных событий, например, визитов Джемилева в Турцию, — говорит главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. — Но у юристов есть такая поговорка: «После не значит вследствие». Если преступление или какое-то действие произошло после предшествующего события, это не значит, что между ними есть прямая связь.
Хотя факт в том, что экстремисты совершенно свободно действуют на юге Украины с попустительства украинских властей и мешают интеграции крымского полуострова в состав России. Это группа радикально настроенных граждан Украины, прежде всего, выходцев из крымско-татарского населения. Подчеркну, что это небольшая часть именно радикалов. Основная масса крымских татар приняла участие в референдуме о присоединении Крыма к России, а сейчас успешно интегрируется в российское общество.
Почему? Да потому, что в отличие от «незалежной» Россия решила множество проблем, которые на полуострове не решались годами. Украинское руководство только обещало с ними разобраться, а российское взяло и сделало крымско-татарский язык государственным, стали продвигаться вопросы о предоставлении земельных участков. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, чтобы изменить законодательство России и предоставить дополнительные льготы тем крымским татарам, которые все еще находятся за пределами РФ и хотят вернуться на свою историческую родину. Все это отвечает чаяниям крымских татар, никто их не притесняет и никаких препятствий не чинит.
«СП»: — Откуда тогда взялись радикалы?
— Дело в том, что за годы независимости в Крыму сформировалась прикормленная Киевом и Анкарой верхушка. Эта верхушка во главе с Мустафой Джемлевым создала свой псевдоорган власти — меджлис крымско-татарского народа, который сейчас прекратил свое существование де-юре по российскому законодательству. Но они продолжают проводить громкие пиар-акции и привлекать к себе внимание. Эти действия уже нельзя назвать простым хулиганством. Подрыв линий электропередач — это терроризм чистой воды. В этом смысле радикализм крымских татар роднит их с радикализмом «Исламского государства». Они вредят всем вокруг, не считаясь ни с чьими интересами. Ведь юг Украины также снабжается с помощь этих линий электропередач, и остановка подачи электроэнергии бьет не только по Крыму, но и по жителям двух украинских областей.
Как ответную меру Россия приняла решение о прекращении поставок угля, что также бьет по интересам украинских потребителей. Возможно, этим радикалам кажется, что они действуют только во вред России, но на самом деле они действуют и во вред собственному народу.
«СП»: — Будут ли на ту ситуацию реагировать киевские власти?
— Конечно, правительство Украины должно бороться с терроризмом. Оно должно найти тех, кто несет ответственность за подрыв ЛЭП. Тем более, что найти их совсем не сложно, так как они особо и не скрываются. Эти люди известны, они дают интервью с достаточно радикальными высказываниями. Если украинские власти не привлекут их к ответу, это будет доказательством перед всем миром в том, что они поддерживают терроризм.
«СП»: — И все же, возможна ли связь радикалов, блокирующих Крым, с ИГ или другими международными экстремистскими организациями?
— С юридической точки зрения такую связь необходимо доказать. В то же время, она не исключена. Это уже не первое предположение, что есть устойчивая связь между исламистами Ближнего Востока и радикалами, которые действуют на территории Украины. Как говорилось раньше: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Так вот тенденция к объединению есть и у радикалов всех мастей. Сети «Исламского государства» раскинулись достаточно далеко. Есть они и в Африке, и в Афганистане, и, как мы увидели, даже в Париже.
Украина ближе к Востоку, чем Франция, и поэтому украинская действительность такова, что какие-то связи, пусть пока не на прочной основе, уже устанавливаются для того, чтобы достигать поставленных целей. Для исламистов, в том числе тех, кто входил в меджлис крымско-татарского народа, Украина, как независимое государство, не нужна. Их цель — создать собственное государство.
Конечно, они не найдут с такими идеями большой поддержки среди населения Украины. Сейчас к ним относятся позитивно, так как они выступают против России. Но когда-то настанет момент, когда их интересы войдут в явный клинч даже с тем, что провозглашает Киев с его бандеровской идеологией. И тогда они вынуждены будут переориентироваться на другие центры силы. Они это прекрасно понимают и, возможно, такая переориентация происходит уже в настоящее время. Радикалы ищут любые источники помощи. Одним из таких источников может стать «Исламское государство».
Член экспертной группы Российского института стратегических исследований по Украине Егор Кваснюк сомневается, что за подрывами ЛЭП стоят исламисты, хотя связи между радикалами Украины и Ближнего Востока не исключает.
— Это действительно глобальный план, а не действия группки праворадикальных отморозков или небольшого числа радикальных татар. Но я не уверен в том, что «Исламское государство» имеет к этому какое-то отношение.
Скорее, четко прослеживает другой вектор. Есть группа лиц, олигархов, как внутри Украины, так и за ее пределами, которые хотели бы, чтобы эта страна стала банкротом и была полностью уничтожена экономически. Команда, которая сейчас руководит Украиной — это похоронная команда, которая все делает для ее уничтожения. Для этого они под шумок взрывают ЛЭПы и устраивают различные диверсии. Да, отключение электричества больно ударило по Крыму. Но, с другой стороны, это ускорит возврат полуострова в российскую энергетическую систему.
В то же время, такие действия ухудшили экономическую ситуацию в самой Украине и ее политическую позицию. Кроме того, это привело к достаточно серьезным проблемам на Украине. Даже украинские СМИ признали, что это привело к аварийному снижению мощности электростанций. Тот, кто руководил подрывом линий электропередач явно не желал добра Украине. А создать серьезные проблемы крымчанам таким образом не получится. Поэтому не думаю, что за этими диверсиями стоят исламские радикалы. Если бы они устраивали теракты, то взрывали бы людей, а не ЛЭПы.
«СП»: — С чем, в таком случае, связано возросшее число упоминаний о связях Украины и ИГ?
— Она действительно связана с «Исламским государством» самым прямым образом. И Украина в ее нынешнем виде, и ИГ были созданы одной и той же группой американских политтехнологов и финансистов. Они же в свое время привели к власти Саакашвили, они же подкармливают российских либералов.
Что касается непосредственных контактов украинских вооруженных формирований с исламистами, они тоже есть. Судя по косвенным доказательствам, это и торговля оружием, и даже торговля людьми. Есть у них и идеологическое сходство — и украинские боевики, и игиловцы так или иначе борются с Россией. В Сирии они непосредственно воюют с российской армией, на Украине они выступают против жителей Донбасса, где воюют и российские ополченцы.
Порошенко как-то высказался, что Владимир Путин разрушает «Исламское государство». Видимо, он не в курсе, что такого государства нет на планете. А на днях он поблагодарил лидеров прибалтийских государств за то, что они отказались присоединиться к российской коалиции по борьбе с ИГ. Совсем недавно лидер украинских националистов Дмитрий Корчинский заявил, что боевики ИГ — союзники Украины в борьбе против России. Если свести все это воедино, можно прийти к выводу, что и украинские власти, и радикальные исламисты, точнее, люди, которые их контролируют — это пальцы одной перчатки.
Анна Седова
Источник: svpressa.ru